ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г


Электрооборудование автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей рассчитано па постоянный ток с номинальным напряжением 24 в. Агрегаты и приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме. Вторым проводом служат металлические детали (масса) автомобиля-самосвала или автомобиля-тягача. С массой через специальный включатель (контактор) соединены отрицательные зажимы источников электроэнергии.
Генератор и аккумуляторные батареи соединены параллельно. Когда работает двигатель, потребители питаются от генератора. Напряжение генератора в этот момент независимо от нагрузки и числа оборотов поддерживается реле-регулятором постоянным. Когда же двигатель не работает или когда обороты его коленчатого вала меньше 800 в минуту, реле обратного тока реле-регулятора отключает генератор и потребители получают питание от аккумуляторных батарей.
Включатель массы следует выключать при длительной стоянке автомобиля-самосвала или автомобиля-тягача, при осмотре и ремонте электрооборудования и электропроводки, а также при замене предохранителей, при излишнем заряде (кипении) аккумуляторов и во всех других случаях неисправности электрооборудования.
Принципиальные схемы электрооборудования автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей приведены на рис. 145, 146, 147 и 148 (см.вклейку).

Электромуфты привода вентиляторов, элемент обогрева ветрового стекла, электронагреватель отопителя кабины, переключатели муфт, элемента и электронагревателя, штепсельный разъем ШРАП-500, приведенные на рис. 146 и 147, устанавливаются только на автомобили БелАЗ-540Л и БелАЗ-548А в северном исполнении.

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Аккумуляторные батареи предназначены для накопления электрической энергии во время работы генератора (заряд батарей) и отдачи этой энергии потребителям при неработающем генераторе (разряд батарей).
На автомобилях установлены четыре аккумуляторные батареи типа 6СТЛ1-128МС или 6СТЭ-128МС или 6ТСТ-120ЭМС. Каждые две аккумуляторные батареи соединены между собой параллельно, вследствие чего емкость каждой образованной группы увеличилась в 2 раза по сравнению с емкостью одной аккумуляторной батареи. Образованные две группы соединяются между собой последовательно, что обеспечивает увеличение их общего напряжения до 24 в.
Аккумуляторная батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, каждый из которых имеет номинальное напряжение 2 в. Эти аккумуляторы помещены в отдельный эбонитовый моноблок, а моноблок с аккумуляторами — в деревянный ящик, сбоку которого для переноски батареи имеются ручки.
Аккумуляторные батареи имеют на своих межэлементных соединениях обозначения, характеризующие тип батарей: число последовательно соединенных аккумуляторов (6), назначение («СТ» — стартерная или «ТСТ» — тракторная стартерная), номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда в а-ч (для батареи 6ТСТ-120ЭМС номинальная емкость дана для 10-часового режима разряда) и обозначения, характеризующие различия в сборке батарей (для батареи, изготовленной в деревянном футляре с тонкостенным эбонитовым моноблоком, ставится буква «М»; для батареи, изготовленной в деревянном футляре с эбонитовыми баками ставится буква «Э») и материал сепараторов («МС» — мииласт и стекловойлок).
На сухозаряженные батареи обычно ставится дополнительно в конце обозначения буква «3».
Приведение батарей в рабочее состояние. В зависимости от климатического района, в котором работает автомобиль, аккумуляторные батареи, установленные на нем, заливают различными по плотности растворами аккумуляторной серной кислоты (табл. 3).
В аккумуляторную батарею заливают 8 л электролита.


Электролит готовят из аккумуляторной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—53), а в крайнем случае из снеговой или дождевой воды, собранной не с железных крыш и не бывшей в железных сосудах. Для приготовления электролита применяют стойкую против действия серной кислоты посуду — керамическую, эбонитовую, свинцовую, в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании — кислоту (табл.4).
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже +15 и не выше +25° С.
До заливки электролита вывертывают пробки, предварительно сняв с них герметизирующую пленку, если они ею заклеены, или срезают выступы на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия. В батареях с пробками, не имеющими герметизирующей пленки, удаляют проложенные под ними герметизирующие диски. Герметизирующие диски и пленку после заливки электролита больше не применяют.
После этого, используя стеклянную, эбонитовую или свинцовую воронку, небольшой струей заливают в аккумуляторы через доливочные отверстия электролит. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка. Проверку уровня электролита производят стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм,
имеющем на конце две риски на высоте 10 и 15 мм. Погрузив трубку этим концом в электролит до упора в предохранительный щиток, зажимают пальцем верхний ее конец, затем приподнимают трубку и по уровню электролита в ней определяют уровень электролита в аккумуляторной батарее.
На первый заряд батарею ставят после трехчасовой выдержки ее с электролитом. Положительный зажим аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к отрицательному. Величина зарядного тока равна 11,2 а для батарей 6СТМ-128МС или 6СТЭ-128МС и 12 а для батареи 6ТСТ-120ЭД1С. Допускается в случае необходимости ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При первой ступени заряда применяют ток 16,8 а для батарей 6СТМ-128МС или 6СТЭ-128МС и 18 а для батареи 6ТСТ-120ЭМС и заряд этим током ведут до тех пор, пока напряжение па аккумуляторах не достигнет 2,4 в. После этого снижают зарядный ток до 11,2 а для батарей 6СТМ-128МС и 6СТЭ-128МС и до 12 а для батареи 6ТСТ-120ЭМС и продолжают заряд.
Батарею можно включать на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше +30° С.
Заряд батареи ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита не станут постоянными в течение 3 ч подряд.
Во время заряда через определенные промежутки времени проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше +45° С. Если температура достигнет +45° С, уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 4-30° С.
В процессе заряда плотность электролита постепенно попытается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, указанной в табл. 3, доводят плотность электролита (обязательно в конце заряда) путем доливки дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше, и доливкой кислоты плотности 1,4 г/см3, когда она ниже нормы.
Перед доливкой воды или кислоты предварительно отбирают часть электролита из аккумулятора при помощи груши.
Если за один прием не удается довести плотность электролита до нормы, то продолжают доводку. Для полного перемешивания электролита промежутки между двумя добавками воды или кислоты должны быть не менее 30 мин.
Примечание. При экстренном вводе батарей в работу разрешается устанавливать на автомобиль сухозаряженные батареи без подзарнда при условии, что плотность электролита после 3-часовой выдержки батарей с момента их заливки понизилась не более чем на 0,04 г/см3.
После приведения батарей в рабочее состояние все последующие заряды ведут двухступенчатым режимом.

Мосле заряда закрывают батареи крышками и протирают ее поверхность 10-процентным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.
При установке батарей на автомобиль выводные зажимы батареи после подсоединения к ним наконечников проводов смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59).
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. При эксплуатации батареи на автомобиле контролируют их зарядный режим с тем. чтобы не было излишнего перезаряда, сокращающего их срок службы. Контроль зарядного режима производят по показаниям вольтамперметра.
Для исключения излишнего перезаряда аккумуляторных батарей периодически проверяют, а в случае необходимости регулируют реле-регулятор.
Таблица 5
Температурные поправки к показанию ареометра

Температура электролита, °С

4-4 5

+30

+15

0

— 15

-30

Поправка к показанию ареометра

0,02

0,01

0

-0,01

- 0,02

—0,03

Через каждые 100 ч работы:
очистить батареи от пыли и грязи;
проверить плотность крепления батареи и плотность контакта наконечников проводов с выводными зажимами батарей. Не допускать натяжения проводов во избежание порчи выводных зажимов и образования трещин в мастике;
проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов:
проверить уровень электролита в каждом аккумуляторе батарей и при необходимости долить водой до требуемого уровня. Доливать электролит в аккумуляторы запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания.
Через каждые 500 ч работы проверить степень заряженности батарей, для чего замерить плотность электролита. Одновременно замерить температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку (табл. 5).
После определения плотности электролита в аккумуляторной батарее определяют с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи, найденной для данного климатического района по табл. 3, степень ее разряженности (табл. 6).
Батарею, разряженную более чем и а 25% зимой и более чем на 30% летом, снимают с автомобиля и ставят на подзаряд.

Таблица 6

Плотность электролита, приведенная к+15° С, в зависимости от степени разряженности аккумуляторной батареи, г/см3

Полностью

заряженная

батарея

Батарея, разряженная на

25%

50%

1,31

1,27

1,23

1,29

1,25

1,21

1,27

1,23

1,19

1,25

1,21

1,17

1,23

1,19

1,15

Рассказать друзьям