Техническое обслуживание рулевого управления самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А

Техническое обслуживание рулевого управления самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А
Ежедневно перед выездом на линию проверить работу рулевого управления. При скорости движения автомобиля 3—6 км/ч повернуть колеса из одного крайнего положения в другое в обоих направлениях: колеса должны поворачиваться

плавно, без рывков, а усилие, прикладываемое к рулевому колесу, не должно быть большим.
Проверить герметичность соединении маслопроводов и шлангов и устранить появившиеся подтекания масла.
Осмотреть крепления основных узлов и элементов рулевого управления: рулевого механизма, гидроусилителя, рычагов, тяг и рулевой колонки; особое внимание обратить на состояние рычагов и тяг.
Через 100 ч работы автомобиля:
проверить свободный ход рулевого колеса;
проверить уровень масла в рулевом механизме: он должен быть на 35—
40 мм ниже внешней кромки заливного отверстия;
проверить ключом крепление рулевого механизма к раме, карданов на валах, осмотреть стопорение гаек крепления рулевой сошки, поворотных рычагов и шаровых пальцев;
через пресс-масленку на корпусе распределителя гидроусилителя смазать шаровой шарнир распределителя.
Через 500 ч отрегулировать зазоры в шаровых шарнирах тяг, гидроусилителя и распределителя.
Для регулировки зазора в шаровом шарнире распределителя отсоединить гидроусилитель от рулевой тяги, потом отсоединить наконечник 3 с шарниром (см. рис. 117). Извлечь стопорную пластину 1 (см. рис. 118) из прорези гайки 2, приложив необходимое усилие, так как пластина закернена. Придерживая отверткой стакан 4 от вращения, специальным ключом завернуть гайку 2 до упора, потом отвернуть обратно до первого совпадения прорезей в гайке с прорезями в стакане и застопорить гайку пластиной 1. Гайку и пластину раскернить.
Через 1000 ч (2 раза в год при изменении сезона эксплуатации) заменить масло в рулевом механизме: слить отработавшее масло через сливное отверстие и залить 2,8 л свежего масла через заливное отверстие.
Через 2000 ч (40 000 км пробега, но не реже 1 раза в год) заменить смазку в шарнирах рулевых тяг и гидроусилителя. При этом внимательно осмотреть детали и заменить изношенные.
Для выполнения операции снять с автомобиля тяги и гидроусилитель, разобрать шарниры и промыть все детали в керосине или дизельном топливе. При сборке полость шарнира и полость под уплотнителем заполнить свежей смазкой и отрегулировать зазор в шарнирном соединении.
При выполнении работ, связанных с заменой смазки в шаровых шарнирах, возможно нарушение положения элементов рулевого управления, поэтому после выполнения этой операции проверить свободный ход рулевого колеса, схождение и предельные углы поворота управляемых колес.
В шариковые подшипники рулевой колонки при сборке заложена смазка ЦИАТИМ-201. Заменять смазку следует при каждой разборке колонки.

Проверка и регулировка свободного хода рулевого колеса. Свободный ход рулевого колеса проверяют при работающем двигателе, при этом автомобиль должен быть заторможен рабочим и стояночным тормозами.
Последовательность выполнения операции:
вывесить переднюю ось, пустить двигатель и установить колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;
закрепить на рулевой колонке стрелку люфтомера, а на ободе колеса — шкалу;
вращать рулевое колесо в левую сторону до полного выбора люфта — до начала поворота управляемых колес автомобиля, однако положение их не должно измениться. Установить стрелку люфтомера против нулевой отметки на шкале;
вращать рулевое колесо в правую сторону до начала поворота управляемых колес, т. е. до полного выбора зазоров во всех соединениях, и по относительному положению стрелки и шкалы люфтомера определить свободный ход (угол свободного поворота) рулевого колеса в градусах.
Угол свободного поворота рулевого колеса при работающем гидроусилителе не должен превышать 25°
Если угол свободного поворота рулевого колеса больше 25°, подтянуть крепления рулевого механизма, рулевой сошки, поворотных рычагов, вилок карданов, рулевого колеса и колонки. Если свободный ход рулевого колеса после

этого не уменьшился, проверить зазоры в шарнирах. Эта проверка проводится визуально: при резком вращении рулевого колеса шаровые пальцы не должны перемещаться в шарнирах, а в шлицевом соединении карданного вала и карданов не должно быть заметного люфта. Карданный вал с изношенным шлицевым соединением заменить, а зазоры в шарнирах тяг и гидроусилителя отрегулировать: расконтрить регулировочную ганку, завернуть ее ключом до отказа, потом вывернуть на 1/12—1/4 оборота (до первого совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт в наконечнике) и законтрить шплинтом.
После регулировки зазоров в шарнирных соединениях еще раз проверить свободный ход рулевого колеса и, если он больше предельно допустимого, отрегулировать зазоры в рулевом механизме.
В рулевом механизме регулируют зазоры в роликовых конических подшипниках и в реечном зацеплении гайка-рейка — сектор.
Для выполнения регулировок этих зазоров рулевой механизм снять с автомобиля и закрепить на специальном стенде.
Перед регулировкой зазоров в роликовых подшипниках отвернуть колпак 18 (см. рис. 116) и контргайку 17 и вывернуть регулировочный винт 16 на 1 —1,5 оборота (вращать против часовой стрелки) — в зацеплении рейка-сектор увеличится зазор и уменьшится сопротивление относительному перемещению гайки-рейки и сектора при проворачивании винта.

Расконтрить регулировочную гайку 6 и завернуть ее до отказа специальным ключом. Вывернуть гайку из крышки на 1/24—1/12 оборота (до первого совпадения прорезей в гайке с отверстиями в крышке) и застопорить гайку шплинтом.
Установить гайку-рейку в рулевом механизме в среднее положение (полное перемещение гайки-рейки на винте между подшипниками соответствует шести оборотам винта). Завернуть регулировочный винт 16 до упора, вращая его против часовой стрелки, и отвернуть приблизительно на 1/4 оборота.

Закрепить рулевую сошку неподвижно в этом положении и проверить угловой люфт винта по лимбу на стенде: люфт не должен превышать 6° Если угол больше 6°, регулируют зазор в зацеплении ганки-рейки и сектора регулировочным винтом 16.
При правильно отрегулированных зазорах в подшипниках и реечном зацеплении угловой люфт винта в среднем положении гайки-рейки составит 6° при закрепленной рулевой сошке.
Если угловой люфт винта все же больше 6°, отрегулировать торцовый зазор между головкой регулировочного винта 16 и сектором.
Слить масло из рулевого механизма. Вывернуть крепежные болты крышки и, вращая регулировочный винт 16 по часовой стрелке, снять крышку с вала сектора. Срубить стопор (сварку) в соединении сектор — гайка, завернуть гайку до отказа, сделать общую узкую метку на секторе и гайке и отвернуть гайку в обратную сторону на 6 мм по окружности резьбы гайки и застопорить гайку в этом положении точкой сварки: торцовый зазор в соединении сектор — регулировочный винт будет равен 0,1 мм. Закрепить крышку по месту и отрегулировать зазор в зацеплении ганки-рейки и сектора, как указано выше.

Регулировка предохранительного клапана гидроусилителя. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе и опломбирован. Если необходимо отрегулировать клапан, то эту операцию выполняют на специальном стенде. Можно отрегулировать клапан и на груженом автомобиле: подсоединить манометр (через специальный переходник) к нагнетательной магистрали от автомата переключения насоса к гидроусилителю. Пустить двигатель и нагреть масло в системе до температуры 30—35° С, после чего установить постоянную скорость вращения коленчатого вала двигателя 1600—1700 об/мин (для автомобиля БелАЗ-540 — 1300—1350 об/мин). Вращать рулевое колесо вправо до срабатывания клапана — колеса перестанут поворачиваться. Если колеса поворачиваются, а клапан не срабатывает, ослабить затяжку пружины клапана настолько, чтобы при повороте колес давление масла было 80—85 кГ/см2. Если температура масла повысилась до 50° С, отрегулировать клапан на давление в магистрали 72—77 кГ/см2.
При выполнении этой операции автомобиль затормозить стояночным и рабочим тормозами, а пол задние колеса положить специальные колодки.
Все остальные регулировочные операции выполнять только при нергботающем двигателе.

Рассказать друзьям