Гидроусилитель руля самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А

Гидроусилитель руля самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А

(рис. 117) состоит из силового цилиндра с поршнем и штоком и золотникового распределителя.
На штоке закреплен шаровой шарнир, через который гидроусилитель крепится к раме автомобиля. Другим шарниром, прикрепленным к корпусу распределителя, гидроусилитель соединяется с продольной тягой. К переднему торцу цилиндра крепится распределитель 4.

В корпус распределителя (рис. 118) установлен стакан 4, который может перемещаться в каждую сторону. В стакан вмонтирован шаровой шарнир, палец которого жестко соединен с рулевой сошкой. С другой стороны со стаканом соединена ось 13, на которой закреплен золотник 9, т. е. золотник соединен с рулевой сошкой через стакан и шаровой шарнир. Втулка 10 распределителя запрессована в цилиндр. Во втулке просверлены радиальные отверстия в соответствии с расположением ее внутренних кольцевых расточек и каналов в цилиндре для сообщения нагнетательного канала I с каналом слива и рабочими полостями усилителя. В гильзе просверлены три ряда радиальных отверстий, совпадающих с проточками во втулке 10: через отверстия среднего ряда полость V золотника сообщается с нагнетательным каналом I, через отверстия левого (по рисунку) ряда — с надпоршневой полостью IV цилиндра, а через отверстия правого ряда — с подпоршневой полостью через канал II. Левая и правая полости золотниковой пары сообщены каналами VI в золотнике.
При нейтральном положении золотника масло от насоса через нагнетательный канал I, отверстия во втулке и гильзе поступает в полость V, а из полости через зазоры-щели между кромками кольцевых поясков золотника, кромками отверстий и сами отверстия в гильзе — в обе полости цилиндра и постоянно через сливной канал сливается в бак. Поскольку масло в обеих полостях цилиндра находится под одинаковым весьма низким давлением (около 4 кГ/см2), определяемым сопротивлением маслопроводов и фильтра, то колеса автомобиля не поворачиваются.

Рис. 117. Гидроусилитель рулевого управления:

Рис. 118. Распределитель гидроусилителя рулевого управления:
I — стопорная пластина; 2 — регулировочная гайка; 3 — корпус; 4 — стакан; 5. 6, 12, 17 — уплотнительные кольца; 7 — цилиндр, 8 — гильза; 9 — золотник: 10 — втулка; 11 — установочные шайбы; 13 — ось; 14 — шаровой палец рулевой сошки; 1) — регулировочный винт предохранительного клапана; 16 — обратный
клапан; 18 — пресс-масленка;
I — нагнетательный канал; II — канал в цилиндре; III и VII— полости; IV — надпоршневая полость; V — полость в золотнике, постоянно сообщающаяся с нагнетательной магистралью; VI — каналы в золотнике;
VIII — сливной канал

При вращении рулевого колеса влево рулевая сошка через шаровой шарнир и стакан смещает золотник влево (по рисунку, вперед — по ходу автомобиля), золотник кромкой правого (по рисунку) пояска разобщает сливной канал VIII и подпоршневую полость (канал II) с нагнетательной полостью V и все масло от насоса через полость Г и левый ряд отверстий в гильзе поступает в надпоршневую полость IV цилиндра. Цилиндр перемещается относительно поршня вперед (по ходу автомобиля), перемещая присоединенную к нему продольную тягу, и колеса автомобиля поворачиваются влево. Масло, вытесняемое поршнем из подпоршневой полости, через канал II н полость III поступает в сливной канал VIII.
После прекращения вращения рулевого колеса золотник остается неподвижным, а силовой цилиндр по-прежнему перемещается влево, как бы надеваясь на золотник, до тех пор, пока золотник не займет в гильзе нейтральное положение и тем самым не сообщит нагнетательный канал со сливным — прекратится перемещение

цилиндра и поворот управляемых колес.
При вращении рулевого колеса вправо золотник перемещается вправо (по рисунку, назад — по ходу автомобиля) и масло из нагнетательной полости V золотника через правый ряд отверстии в гильзе и по каналу II в цилиндре поступает в подпоршневую полость. Цилиндр перемещается относительно поршня назад (по ходу автомобиля) — управляемые колеса автомобиля поворачиваются вправо. Масло из надпоршневой полости IV через отверстие во втулке 10, левый ряд отверстий в гильзе, полость VII и торцовые каналы золотника поступает в полость III и дальше в сливной канал.

Для управления автомобилем при неработающем, но неповрежденном гидроусилителе в цилиндр вмонтирован обратный клапан, позволяющий рабочей жидкости перетекать из одной полости в другую при воздействии внешних сил на цилиндр, т. е. при приложении усилия к рулевому колесу.
Для ограничения давления масла в нагнетательной магистрали системы и предохранения элементов системы от разрушения в цилиндре установлен предохранительный клапан, отрегулированный на максимальное давление в магистрали 85 кГ/см2; при повышении давления в системе гидроусилителя до величины, ограничиваемой клапаном, клапан-конус перемещается вниз (по рисунку) и нагнетательный канал I сообщается со сливным каналом VIII.

Рулевые тяги

Поперечная рулевая тяга — трубчатая. На обеих концах нарезана резьба — правая и левая — для крепления наконечников шаровых шарниров и регулировки длины тяги — схождения передних управляемых колес автомобиля.
Продольная рулевая тяга — кованая, на ее заднем конце закреплен шаровой шарнир, положение которого на тяге можно из-менять и тем самым регулировать углы поворота управляемых колес.
Конструкция шарниров аналогична шарнирам гидроусилителя (см. рис. 117).

Рассказать друзьям