КАРДАННЫЙ ВАЛ ЗАДНЕГО МОСТА АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Карданная передача состоит из карданного вала заднего моста, соединяющего гидромеханическую передачу с задним мостом, и карданного вала трансмиссии, соединяющего двигатель с гидромеханической передачей.
КАРДАННЫЙ ВАЛ ЗАДНЕГО МОСТА АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Карданный вал заднего моста состоит из двух карданов и шлицевого соединения.
Каждый кардан состоит из фланец-вилки 1 (рис. 82), крестовины 3, вилки 6, вала 10 и игольчатых подшипников, закрепленных посредством крышек 17, стопорных пластин 20 и болтов. Болты стопорятся отгибанием одного уса пластины. На крышке подшипника имеется выступ, который входит в паз на торце корпуса подшипника и фиксирует подшипник от проворачивания.
Рис. 82. Карданный вал вал заднего моста:
1 — фланец-вилка; 2 — предохранительный клапан;
3 — крестовина; 4 — пробка; 5 — заглушка; 6 — скользящая вилка; 7 — обойма уплотнения; 8 — войлочное кольцо; 9 — кольцо; 10 — вал; 11 — балансировочные пластины; 12 — масленка; 13 — защитное резиновое кольцо; 11 — обойма сальника; 15 — сальник; 16 — шайба; 17 — крышка подшипника; 18 — игольчатые ролики подшипника; 19 — корпус игольчатого подшипника; 20 — стопорная пластина; 21 — упорное кольцо
Игольчатый подшипник состоит из корпуса 19, игольчатых роликов 18, шайбы 16 и каркасного сальника 15, прикрепленного к корпусу обоймой 14. Защитное резиновое кольцо 13 защищает подшипник от попадания пыли и грязи снаружи. Для уменьшения износа торцов крестовины установлены бронзовые упорные кольца 21. В крестовине установлен предохранительный клапан 2, защищающий сальники от повышенного давления. Смазываются подшипники смазкой, заложенной при сборке в подшипники и полости крестовины.
Шлицевое соединение позволяет изменяться валу по длине при колебаниях заднего моста относительно рамы автомобиля. Оно состоит из вилки 6 и вала 10 сварной конструкции. Для предотвращения вытекания смазки из шлицевого соединения и попадания
в него грязи с одной стороны установлена заглушка 5, а с другой стороны войлочное 8 и стальное 9 кольца, закрепленные обоймой 7. Смазывается шлицевое соединение через масленку 12.
Для исключения вибраций карданного вала отверстия под подшипники вилки и вала располагаются в одной плоскости. Кроме того, при сборке на заводе валы подвергаются динамической балансировке. Дисбаланс устраняется приваркой пластин 11. После балансировки на вилке и валу выбиваются стрелки, определяющие взаимное положение этих деталей. При сборке карданного вала стрелки необходимо совместить, чтобы не нарушить балансировку.
Карданные валы задних мостов автомобилей-самосвалов и автомобиля-тягача БелАЗ-531 одинаковы по устройству и отличаются только длиной трубы сварного вала 10.