КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Коробка передач (см. рис. 64) — трехступенчатая, с многодисковыми фрикционами. Она расширяет диапазон изменения крутящего момента гидротрансформатора. Включение фрикционов— гидравлическое. Масло для включения фрикционов подается от насосов гидромеханической передачи через золотники, управляемые рычагом, расположенным на рулевой колонке. Коробка передач имеет три передачи вперед и одну назад.
Ведущий вал 29 коробки передач установлен в картере 13 на двух опорах. На переднем конце ведущего вала установлено турбинное колесо гидротрансформатора. В средней части ведущий вал опирается на шариковый подшипник 14, а задний конец вала —

на цилиндрический роликовый подшипник 25. Между передней и задней опорами ведущего вала находятся ведущие шестерни 15 первой, 19 второй,
18 третьей передач и шестерня 23 заднего хода. Шестерни первой и второй передач установлены на шариковых подшипниках. На шлицах ведущего вала установлены фрикционы 16 включения первой и 20 второй передач. Шестерня заднего хода посажена на шлицы, а шестерня третьей передачи неподвижно закреплена на барабане фрикциона включения первой передачи. На заднем конце ведущего вала посажен ротор 27 тормоза-замедлителя.
В отверстие ведущего вала установлен распределитель 22, образующий три разобщенные
маслопроводные полости для включения находящихся на валу фрикционов, а также для подвода смазки. Для подачи смазки к дискам фрикционов и подшипникам шестерен на выступе одного из шлицев ведущего вала имеется продольный паз, а на шлицах этого вала установлены две втулки 17 с маслоподводящим отверстием для подвода смазки. Для улучшения смазки наиболее интенсивно

работающих шариковых подшипников шестерни первой передачи между подшипниками установлена распорная втулка, имеющая отверстие для дополнительного подвода масла к подшипникам.

Рис. 65. Передний конец ведомого вала (вариант без муфт свободного хода):
1 — распределитель ведомого вала; 2 — картер гидротрансформатора; 3 — ведомый вал; 4 — распорное кольцо

Рис. 66. Привод спидометра:
1 втулка; 2 — ведомая шестерня; 3 — шайба; 4 — штуцер; 5 — уплотнительное кольцо;
6 — установочный болт; 7 — датчик спидометра; 8 — ведущая шестерня; 9 — фланец крепления карданного вала; 10 — ведомый пал; 11 — сальники; 12 — корпус тормоза-замедлителя

Ведомый вал 32 коробки передач расположен в нижней части картера и установлен на двух опорах: передний конец — на цилиндрическом роликовом подшипнике, а задний конец — на шариковом подшипнике 33. На ведомом валу установлены ведомые шестерни 39 первой, 36' второй, 37 третьей передач и шестерня 34 заднего хода, а также фрикционы 38 включения третьей передачи и 35
заднего хода. Шестерни первой и второй передач закреплены на
барабанах фрикционов третьей передачи и заднего хода, которые установлены на валу на шлицах.
Шестерни третьей передачи и заднего хода установлены на шариковых подшипниках. На переднем конце ведомого вала имеется шестерня 40 привода муфты свободного хода.
Передний конец ведомого вала в гидромеханических передачах,
не имеющих муфты свободного хода, показан на рис. 65. На
заднем конце ведомого вала
установлен на шлицах фланец 31 (см. рис. 64) крепления карданного вала с напрессованной на него ведущей шестерней привода спидометра. Ведомая шестерня 2 (рис. 66) привода спидометра установлена в крышке тормоза-замедлителя. Для предотвращения попадания смазки в датчик привода спидометра выходной конец шестерни уплотнен сальником. Кроме того, в штуцере датчика спидометра имеется дренажное отверстие, через которое сливается масло, попавшее в полость сальника, что также препятствует попаданию смазки в полость датчика спидометра.
В отверстие на переднем конце ведомого вала входит распределитель 42 (см. рис. 64), запрессованный в картер гидротрансформатора. По каналам распределителя и ведомого вала подается масло для включения установленных на валу фрикционов и для смазки подшипников шестерен и дисков фрикционов. Для лучшего охлаждения дисков фрикциона заднего хода на ведомом валу выполнены два продольных паза для подвода смазки, а шлицевая втулка подвода смазки к дискам фрикциона заднего хода имеет два отверстия.
Переключение передач осуществляется путем попеременной блокировки шестерен с валом при помощи фрикционов. На каждой передаче включается только один из четырех фрикционов, остальные разомкнуты. Все фрикционы по своей конструкции одинаковы.
Корпус фрикциона (барабан) 9 (рис. 67) и поршень 12 образуют между собой полость, называемую бустером фрикциона. Бустер фрикциона уплотнен резиновыми кольцами 11 и 14 прямоугольного сечения, которые помещены в выточках барабана и поршня. Ведущие стальные диски 5 фрикциона изготовлены с наружными выступами, которыми они входят в продольные пазы барабана. В пазы барабана входят также выступами рычаги 10, нажимный 7 и упорный 2 диски.
Ведомые диски 6 фрикциона также стальные с металлокерамическими поверхностями трения, на которых имеются канавки, способствующие быстрому удалению масла с поверхности дисков при включении фрикционов й уменьшению времени их пробуксовки. Диски насажены на шлицы ступицы 21 фрикциона (см. рис. 64). Ступица фрикциона имеет внутренние шлицы, посредством которых она соединена с шестерней, установленной на подшипниках.
При перемещении рычага переключения передач в положение включения какой-либо передачи рабочая жидкость подается под давлением в бустер фрикциона и перемещает поршень. Поршень через рычаги воздействует на нажимный диск фрикциона и сжимает ведомые и ведущие диски. В результате шестерня получает жесткую связь с валом, чем и обеспечивается включение передачи.

Рис. 67. Фрикцион включения передачи:
I — стопорное кольцо; 2 — упорный диск; 3 — разводная пружина; 4 — направляющий штифт; 5 — ведущий диск; 6 — ведомый диск;
7 — нажимный диск; 8 — предохранительное кольцо; 9 — барабан; 10 — нажимный рычаг;
II — уплотнительное кольцо; 12 — поршень;
13 — отжимная пружина; 14 — малое уплотнительное кольцо; 15 — направляющий палец

Рассказать друзьям