Вентиляторы двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз


Вентиляторы двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
(рис. 39) имеют по семь стальных лопастей, приклепанных к ступице. Оба вентилятора расположены в один ряд перед блоком радиаторов.
Левый вентилятор 1 охлаждает водяной радиатор двигателя, правый 13— масляные радиаторы двигателя и гидромеханической передачи.
Привод вентиляторов осуществляется клиноременной передачей от коленчатого вала двигателя. Каждый вентилятор приводится во вращение двумя клиновидными ремнями 10.


Рис. 39. Привод вентиляторов:
1 вентилятор водяного радиатора; 2 - шкив вентилятора; 3 — водяной радиатор; 4 — контргайка; 5 регулировочная гайка; 6 — пружина; 7 — тяга; 8 — двуплечий рычаг;
9 — натяжной ролик; 10 — ремни привода вентиляторов; 11 масляный радиатор двигателя; 12 — масляный радиатор гидромеханической передачи; 13 — вентилятор масляных радиаторов двигателя и гидромеханической передачи; 14 — ведущий шкив вентиляторов



Ведущий шкив двигателя Д12А-375Б
(рис. 40) приводится во вращение от коленчатого вала двигателя при помощи валиков 1 и 6. Шкив установлен на конусе ведомого валика, зафиксирован шпонкой и закреплен гайкой со стопорной шайбой. Подшипник смазывается через зазор между ведомым валиком 6 и втулкой маслом, поступающим из масляной магистрали двигателя.

Валы вентиляторов установлены в подшипниковых узлах (рис. 41), закрепленных на специальных кронштейнах. С одной стороны на налу крепится вентилятор, с другой — ведомый шкив вентилятора.
. Натяжное устройство приводных ремней 10 (см. рис. 39) состоит из натяжного ролика 9, тяги 7, пружины 6 и двуплечего рычага 8. Рычаг 8 соединен одним концом с осью натяжного ролика 9, а другим — с тягой 7, на конце которой расположена пружина 6.
Устройство натяжного ролика показано на рис. 42.
Регулировка натяжения ремней вентилятора производится гайкой 5 при отпущенной контргайке 4 (см. рис. 39).
Нормально натянутый ремень при нажиме рукой на середину ветви между ведущим и ведомым шкивами (ветвь без натяжного ролика) с усилием 4 кГ должен иметь прогиб 8—14 мм.
Особенно тщательно следует контролировать натяжение ремней в первоначальный период их эксплуатации, так как в это время они имеют максимальную вытяжку, а следовательно, и изменение размеров.

Рис. 40. Привод ведущего шкива вентиляторов:
1 — ведущий валик; 2 — корпус передней опоры двигателя; 3 —* балка передней опоры двигателя; 4 — крышка подшипника; 5 — сальник; 6 — ведомый валик; 7 — ведущий шкив
вентиляторов; 8 — стопорная шайба; 9 — гайка

Рис. 41. Установка вала вентилятора:
1 — шкив вентилятора; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крышка; 5 — войлочный сальник;
6 — вал вентилятора; 7 — пресс-масленка

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д12А-375Б


Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя включает контроль уровня жидкости в системе, смазку подшипников привода вентиляторов, проверку натяжения ремней привода вентиляторов, промывку системы охлаждения.

Следует постоянно контролировать и поддерживать в требуемых пределах уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Не допускать даже кратковременной работы двигателя без охлаждающей жидкости, так как это приводит к повреждению резиновых уплотнительных деталей рубашки охлаждения двигателя.
Периодически, через 100 ч работы двигателя необходимо выполнить следующие работы: проверить затяжку резьбовых крепежных соединений крепления радиаторов и вентиляторов, натяжение ремней привода вентиляторов и компрессора; смазать подшипники валов вентиляторов и натяжных роликов.
Периодически, через 1000 ч работы двигателя, если наблюдается заметное повышение температуры выходящего масла и охлаждающей жидкости, надо промыть систему охлаждения для удаления накипи раствором, содержащим на 10 л воды I кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина, в следующей последовательности.
Заполнить системы приготовленным раствором, пустить двигатель и дать ему поработать 20— 25 мин на режиме 800— 1000 об!мин. Остановить двигатель и оставить раствор в системе на 10—12. ч. Снова пустить двигатель на 20—25 мин, затем остановить его и слить раствор из системы. Промыть систему мягкой чистой водой, пустив двигатель на несколько минут. Заполнить систему эмульсией (см. «Эксплуатационные материалы») для дальнейшей работы двигателя.
Для промывки системы охлаждения не применять растворы, содержащие каустическую соду.

Рассказать друзьям