Система охлаждения двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
Система охлаждения двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
Система охлаждения двигателя (рис. 37) — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующем жидкостью охлаждаются блоки и головки цилиндров двигателя, выпускные трубопроводы двигателя, имеющие полости для прохождения жидкости, блок и головка цилиндров компрессора.
В систему охлаждения двигателя параллельно водяному радиатору двигателя включен радиатор 7 отопителя кабины, который часть тепла забирает для обогрева кабины. Радиатор отопителя кабины включают при помощи специального крана 6.
В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор
отключен), или но большому кругу циркуляции (через радиатор).
Направление потока жидкости регулируется термостатами.
Чтобы исключить образование в системе паровоздушных пробок, которые могут затруднить движение жидкости, ухудшить теплоотдачу и тем самым снизить эффективность охлаждения двигателя, имеется система пароотводных трубок 8, соединяющих верхнюю часть рубашки охлаждения головок цилиндров и коробки термостатов с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавшие в систему.
Температуру жидкости в системе контролируют при помощи двух указателей 11 температуры, датчики которых установлены на трубопроводах отвода жидкости из правого и левого блоков.
Рис. 37. Система охлаждения двигателя:
1 — водяной радиатор; 2 — компрессор; 3 — пробка; 4 — коробка термостатов; 5 — сезонная заслонка; 6 — кран отключения радиатора отопителя кабины; 7 — радиатор отопителя кабины; 8 — пароотводные трубки; 9 — расширительный бачок; 10 — пробка с паровоздушным клапаном; 11 — указатели температуры охлаждающей жидкости; 12 — охлаждаемые выпускные трубопроводы двигателя; 13 — рубашка охлаждения двигателя; 14 — змеевики подогрева масла; 15 — краны для слива охлаждаемой жидкости; 16 — пусковой
подогреватель; 17 — водяной насос двигателя