Всережимный центробежный регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя Д12А-375Б
ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б
Всережимный центробежный регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
(см. рис. 25), установленный на насосе, поддерживает в определенных пределах заданное число оборотов коленчатого вала двигателя при любой нагрузке и на холостом ходу, а также ограничивает изменение числа оборотов в допустимых пределах при уменьшении и увеличении нагрузки.
При частом изменении нагрузки на двигатель регулятор автоматически изменяет подачу топлива и поддерживает любой заданный скоростной режим в пределах от 500 до 1850 об/мин коленчатого вала двигателя.
Регулятор крепится к торцу топливного насоса и составляет с ним один узел. Он состоит из шести шаровых стальных грузов 3, (см. рис. 25), расположенных в пазах крестовины, которая закреплена на коническом хвостовике кулачкового вала. Со стороны насоса шары упираются в неподвижную коническую тарель 2, посаженную в выточке корпуса регулятора. С противоположной стороны шары упираются в подвижную плоскую тарель 4, установленную на муфте регулятора. Плоская тарель может свободно вращаться, а также вместе с муфтой передвигаться вдоль оси по хвостовику крестовины при расхождении или схождении шаров регулятора под действием центробежной силы.
Осевое перемещение плоской тарели передастся через упорный шариковый подшипник, упор рычага и ролик на рычаг регулятора. Рычаг может поворачиваться вокруг оси и передвигать рейку топливного насоса. Пружины 13 удерживают рычаг в заданном положении.
Регулятор числа оборотов смазывается маслом, заливаемым в его корпус через заправочную горловину. Внизу на задней крышке регулятора имеется контрольная пробка 6 для проверки уровня масла в корпусе, еще ниже расположена сливная пробка 5 корпуса регулятора.
Техническое обслуживание топливного насоса высокого давления и регулятора числа оборотов выполняют в следующем объеме.
Периодически, через 100 ч работы двигателя: .
проверяют уровень масла в регуляторе числа оборотов и доливают масло до уровня контрольной пробки;
проверяют угол опережения подачи топлива по положению метки на ведущем фланце и кулачковом диске муфты привода насоса.
Периодически, через 500 ч работы двигателя снимают подводящий маслопровод смазки топливного насоса высокого давления, прочищают и продувают сжатым воздухом жиклеры в штуцерах маслопровода.
Периодически, через 1000 ч работы двигателя заменяют масло в регуляторе числа оборотов с промывкой регулятора горячим маслом.
Периодически, через 2000 ч работы двигателя:
проверяют и регулируют начало подачи топлива секциями насоса по зазору между торцом плунжера и седлом нагнетательного клапана;
Рис. 27. Муфта привода топливного насоса:
а — детали муфты; б— муфта в сборе;
1 — кулачковый вал топливного насоса; 2 — шпонка; 3 — кулачковая полумуфта; 4 — гайка; 5 — текстолитовый диск; 6 — кулачковый диск; 7 — болты; 8 — вал привода топливного насоса; 9 — ведущий фланец; 10 — стяжной болт; 11 — метки на корпусе подшипника и кулачковой полумуфте; 12 — метка на ведущем фланце; 13 — метки
на кулачковом диске
проверяют и регулируют равномерность подачи топлива секциями насоса.
В каждом случае установки насоса на двигатель проверяют угол опережения подачи топлива по меткам на кулачковой полумуфте и корпусе подшипника и фланце маховика.
Проверку и регулировку топливного насоса высокого давления должен производить квалифицированный персонал в специальной мастерской, оборудованной стендами.
Для проверки и регулировки на стенде насос высокого давления снимают с двигателя в следующей последовательности.
Повернуть коленчатый вал до точного совмещения меток 11 (рис. 27) на корпусе подшипника и кулачковой полумуфте.
При таком положении коленчатого вала в дальнейшем упрощается проверка и регулировка угла опережения впрыска топлива после установки насоса, необходимо только после снятия насоса не нарушать положение коленчатого вала.
Отсоединить топливопроводы высокого давления, снять топливный фильтр с кронштейном, отсоединить клапан автоматического выключения подачи топлива. отсоединить рычаг подачи топлива, вывернуть болты крепления насоса. Концы топливопроводов закрыть чистой промасленной бумагой или изоляционной лентой для предохранения от загрязнения.
Повернуть насос к правому блоку (если смотреть со стороны передачи) и, приподняв его за корпус регулятора, вывести из зацепления и снять в сторону маховика двигателя.
На снятом с двигателя насосе в первую очередь проверить плавность хода рейки. Для этого вручную одновременно вращать за полумуфту кулачковый валик насоса и поворачивать рычаг подачи топлива, который должен перемещаться плавно без заеданий. Наличие рывков при перемещении рычага свидетельствует
о заедании рейки.
Проверку и регулировку начала подачи топлива секциями насоса по зазору между торцом плунжера н седлом нагнетательного клапана производят в следующей последовательности.
Установить толкатель проверяемой секции в в. м. т. и, приподняв плунжер отверткой, измерить щупом зазор (рис. 28). Зазор
должен быть в пределах 0,5—1 мм. Для секций одного насоса допускается разница в величине зазора не более 0,2 мм. Момент начала подачи топлива плунжером определяется этим зазором. При отсутствии зазора возможно повреждение насоса вследствие удара плунжера о седло клапана.
Если фактические величины зазоров не соответствуют требуемым, отрегулировать зазоры таким образом, чтобы чередование начала подач топлива секциями происходило через 30°. Допускается отклонение не более 0°20' от начала подачи топлива любой секцией насоса относительно первой.
Зазор регулируют болтом 2, который стопорится контргайкой 5. Для увеличения зазора регулировочный болт заворачивают, для уменьшения зазора — отворачивают.
Проверку и регулировку равномерности подачи т о п л и в а с е к ц и я м и насоса производят в следующей последовательности:
к насосу, закрепленному на подставке, подводят топливо от бачка и подсоединяют к штуцеру проверяемой секции трубку или
шланг с открытым концом, а к остальным штуцерам подсоединяют их топливопроводы высокого давления;
подготовляют для взвешивания топлива посуду емкостью 150— 200 см3, взвешивают ее с точностью ±1 г;
отвертывают на корпусе насоса винты выпуска воздуха (винты не заворачивать до появления при прокачке чистого топлива без пузырьков воздуха);
установив, рычаг подачи топлива в положение максимальной подачи, прокачивают систему вращением вала насоса в течение 2—3 мин и затем дают топливу стечь из трубки;
под свободный конец трубки проверяемой секции ставят взвешенную посуду, под концы остальных топливопроводов — другую чистую посуду;
равномерно вращая вал насоса со скоростью 50—60 об/мин, делают 250 полных оборотов вала, после чего с точностью ±1 г производят взвешивание топлива, поданного измеряемой секцией;
так же проверяют подачу топлива остальными секциями насоса и результаты записывают:
Рис. 28. Положение кулачкового вала насоса при проверке зазора между торцом плунжера и седлом
нагнетательного клапана:
1 — толкатель; 2 — регулировочный болт; 3 — тарелка пружины; 4 — плунжер; 5 — контргайка; 6 — кулачковый вал насоса; а — проверяемый зазор
Разница между наибольшей и наименьшей подачами не должна превышать 10% по отношению к наименьшей;
если разница между подачами превышает 10%, проверку повторяют и, если результат останется прежним, регулируют равномерность подачи. Подачу регулируют вращением поворотной втулки (см. рис. 26), отпустив предварительно стяжной винт се зубчатого венца 2. Для увеличения подачи поворотную втулку поворачивают влево, для уменьшения подачи — вправо. Регулирование продолжают до получения необходимой равномерности подачи топлива.
На зубчатом венце 2 и поворотной втулке 1 имеются метки, нанесенные на заводе-изготовителе после регулирования равномерности подачи топлива секциями насоса.
В случае разборки топливного насоса высокого давления и регулировки его на специальном стенде руководствуются следующими данными: выход рейки насоса должен быть 11 мм; количество топлива, выданное одной секцией насоса за 400 ходов плунжера при вращении кулачкового вала насоса со скоростью 675 об/мин, должно быть 52 см3\ разность между .подачами секции насоса не должна превышать 2 см3.
Топливный насос устанавливают на двигатель в порядке, обратном снятию. Перед установкой проверяют затяжку болтов нижней штампованной крышки корпуса, чтобы исключить течь масла.
После установки насоса высокого давления на двигатель удаляют воздух из системы и проверяют угол опережения подачи топлива.
Удаление воздуха из топливной системы производят во всех случаях нарушения герметичности системы. Попавший в систему воздух нарушает нормальный пуск и работу двигателя, поэтому присутствие его в системе недопустимо. В процессе эксплуатации автомобиля воздух из системы питания двигателя систематически удаляют через специальные пробки, имеющиеся на крышке фильтра окончательной очистки топлива и на корпусе топливного насоса высокого давления, путем прокачивания топлива через систему.
Для прокачивания топлива через систему проворачивают коленчатый вал двигателя стартером при одновременном поддержании маслозакачивающим насосом в системе смазки давления масла не ниже 3 кГ/см2, чтобы клапан аварийного выключения подачи топлива не перекрыл подачу топлива к насосу, а также чтобы предохранить от износа подшипники коленчатого вала.
Первоначально удаляют воздух из фильтра окончательной очистки, открыв пробку и прокачивая систему до появления топлива без пузырьков воздуха.
Затем пробку на фильтре закрывают и, открыв пробки на корпусе насоса и установив рычаг подачи топлива в положение
максимальной подачи, прокачивают систему до появления чистого топлива.
Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива может производиться несколькими методами, каждым из которых следует пользоваться в зависимости от целесообразности их применения в том или ином случае.
Секции топливного насоса высокого давления должны подавать топливо в цилиндры двигателя на такте сжатия за 30—32° (по углу поворота коленчатого вала) до подхода поршня в данном цилиндре к в. м. т.
Конструкция муфты привода топливного насоса (см. рис. 27) позволяет изменять угол опережения подачи топлива и точно его устанавливать с помощью меток, имеющихся на ведущем фланце 9 и па кулачковом диске 6, а также на кулачковой полумуфте 3 и на корпусе шарикового подшипника.
На кулачковом диске 6 нанесены десять рисок (цена деления между ними составляет 3° по углу поворота диска или 6° по углу поворота коленчатого вала). Среднее деление имеет двойную ширину, его цена соответственно составляет 6 или 12°. Таким образом, при повороте вала насоса на одно малое деление кулачкового диска угол опережения подачи топлива изменится на 6° поворота коленчатого вала, при повороте на среднее (широкое) деление угол изменится на 12°. Для увеличения угла опережения подачи топлива кулачковую полумуфту 3 вращают по ходу кулачкового вала насоса, для уменьшения — против хода вала насоса.
На заводе производится точная установка угла опережения подачи топлива, после чего в формуляре двигателя указывается величина угла, а также взаимное положение меток на ведущем фланце 9 и на кулачковом диске 6 муфты топливного насоса.
При эксплуатации двигателя точная регулировка угла может нарушиться или в результате ослабления затяжки болтов 7 (в этом случае изменится положение меток), или вследствие износа шлиц на ведущем фланце 9 (при слабой затяжке болта 10), или вследствие увеличения зазоров в передачах привода топливного насоса.
Проверку и регулировку угла опережения подачи топлива по меткам на ведущем фланце 9 и кулачковом диске 6 муфты привода насоса производят путем сравнения фактического положения меток с их положением, указанном в формуляре двигателя.
Если действительное положение меток не соответствует записанному в формуляре, проверяют крепление ведущего фланца при отвернутых болтах 7 и при необходимости затягивают болт 1.0, после чего поворачивают кулачковую полумуфту 3 и восстанавливают первоначальное положение меток. Затем затягивают и законтривают проволокой болты 7.
Проверку и регулировку угла опережения подачи топлива при помощи моментоскопа производят в следующей последовательности.
На штуцер второй секции (отсчет секций со стороны привода) насоса высокого давления устанавливают моментоскоп, изготов-ленный из отрезка топливопровода высокого давления и стеклянной трубки с внутренним диаметром 2 мм, соединенных с помощью отрезка резиновой трубки.
Удаляют воздух из фильтра окончательной очистки топлива и топливного насоса.
Установив рычаг подачи топлива в положение максимальной подачи и поддерживая маслозакачивающим насосом давление масла не ниже 3 кГ/см2, провертывают на пять-шесть оборотов коленчатый вал для заполнения моментоскопа топливом.
Вращая коленчатый вал по ходу, совмещают метки 11 (см. рис. 27) на корпусе подшипника и на кулачковой полумуфте насоса, затем поворачивают коленчатый вал против хода на 15—20°.
Сжав резинку моментоскопа, удаляют из него часть топлива так, чтобы трубка была наполовину заполнена топливом.
Медленно вращая коленчатый вал по ходу, определяют момент начала движения топлива в моментоскопе и прекращают вращение вала. Момент начала движения топлива соответствует началу подачи топлива второй секцией насоса в 1л цилиндр. Совпадение при этом меток 11 на корпусе подшипника и на кулачковой полумуфте свидетельствует о правильном определении начала движения топлива в моментоскопе.
По градуированному ободу маховика определяют фактический угол опережения подачи топлива. Если он не соответствует указанному в формуляре двигателя, вращая коленчатый вал по» ходу, устанавливают поршень 1л цилиндра на такте сжатия в положение, соответствующее углу опережения подачи топлива, указанному в формуляре. Наступление такта сжатия в цилиндре можно определить, вывернув клапан воздухопуска и прикрыв пальцем отверстие в головке цилиндров, по давлению газов на палец (на такте сжатия давление гораздо сильнее, чем на такте выпуска). Ослабив болты 7, поворачивают кулачковую полумуфту 3 против хода на 15—20° и затем медленно поворачивают ее по ходу до начала движения топлива в моментоскопе. В таком положении затягивают болты 7.
Вращая коленчатый вал по ходу, проверяют установленный угол и при удовлетворительных результатах контрят проволокой болты 7. Если изменилось расположение меток 12 и 13, что может произойти вследствие увеличения зазоров в передачах привода топливного насоса, в формуляр двигателя записывают новое положение меток.
Проверку и регулировку утла опережения подачи топлива по меткам 11 на кулачковой полумуфте и корпусе подшипника выполняют в следующей последовательности.
Вращая коленчатый вал по ходу, устанавливают поршень 1л цилиндра в положение в. м. т. на такте сжатия.
Поворачивают коленчатый вал против хода на 50—60°.
Медленно вращая коленчатый вал, совмещают метки 11 на кулачковой полумуфте и корпусе подшипника. Совпадение меток соответствует моменту начала подачи топлива второй секцией насоса в 1л цилиндр.
По градуированному ободу маховика определяют угол, соответствующий этому положению насоса. Если фактический угол не соответствует указанному в формуляре двигателя, устанавливают поршень 1л цилиндра в положение, соответствующее углу опережения подачи топлива, указанному в формуляре. Ослабив болты 7 и повернув кулачковую муфту, совмещают метки 11 и затягивают болты 7.
Проверяют установленный угол опережения подачи топлива и при удовлетворительных результатах законтривают проволокой болты 7.