Система питания двигателя топливом двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б
Система питания двигателя топливом двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз
Схема системы питания двигателя топливом показана на рис. 20.
Топливные баки установлены на кронштейне за кабиной водителя и между собой соединены двумя шлангами. Нижний шланг служит для перетекания топлива, а верхний — для выравнивания давления внутри баков при изменении уровня топлива.
На правом (по ходу автомобиля) баке расположена заправочная горловина 2, из этого же бака осуществляется забор топлива.
Периодически, через 500 ч работы двигателя, сливают отстой из топливных баков и промывают баки и трубопроводы топливом (для очистки от отложений).
Фильтр предварительной очистки топлива (рис. 21) состоит из сварного цилиндрического корпуса, в котором на трубчатом стержне установлен набор сетчатых фильтрующих элементов. Полости очищенного и неочищенного топлива разделены с помощью войлочных уплотнительных колец 3 и 6.
Периодически, через 100 ч работы двигателя, производят разборку и промывку фильтра в следующей последовательности.
Закрыть кран на топливопроводе забора топлива из бака. Отвернуть гайку 8 на днище фильтра и снять корпус вместе с фильтрующими элементами. Извлечь
из корпуса фильтрующие элементы, промыть их в чистом дизельном топливе, продуть сжатым воздухом. Промыть и прочистить корпус фильтра. Установить в корпус нижнее уплотнительное кольцо 6, фильтрующие элементы и верхнее кольцо 3. Закрепить корпус на крышке фильтра, обратив внимание на наличие резиновых уплотнительных колец 2 и 7. Открыть кран топливного бака, пустить двигатель и проверить фильтр на отсутствие течи топлива.
Рис. 20. Система питания двигателя топливом:
1 — топливные баки; 2 — заправочная горловина; 3 — кран
отклонения баков; 4 — фильтр предварительной очистки
топлива; 5 — топливоподкачивающий насос; в — фильтр
окончательной очистки топлива; 7 — пробки отверстий для
выпуска воздуха из топливной системы; 8 — клапан аварийного выключения подачи топлива; 9 — топливный насос высокого давления; 10 — форсунки; 11 — топливопроводы слива топлива из форсунок; 12 — топливопровод объединенной системы выпуска воздуха при работе двигателя; 13 — емкость для сбора топлива; 14 — сливная пробка; 15 — датчик уровня топлива; 16 — пусковой подогреватель двигателя
Рис. 21. Фильтр предварительной очистки топлива:
1 — крышка; 2 и 7 ~ резиновые уплотнительные кольца; 3 и 6 — войлочные уплотнительные кольца; 4 — корпус; 5 — сетчатые- фильтрующие элементы; 8 — стяжная гайка
Рис. 22. Топливоподкачивающий насос:
1 — регулировочный винт; 2 — плавающий палец ротора; 3 — лопасть ротора; 4 — ротор; 5 — стакан ротора; 6 — перепускной клапан; 7 — редукционный клапан
Топливоподкачивающий насос (рис. 22) предназначен для подачи топлива из бака к топливному насосу высокого давления через фильтр окончательной очистки топлива.
В корпусе насоса установлен стакан 5 с эксцентрично расточенным отверстием.
Внутри стакана соосно его наружной поверхности вращается ротор 4 с четырьмя продольными пазами под лопасти 3, свободно вставленные в пазы. Лопасти опираются на плавающий палец 2 и на внутреннюю поверхность стакана.
Ввиду эксцентричного расположения ротора относительно внутренней поверхности стакана во время вращения лопасти то выдвигаются из пазов под действием центробежной силы, то под действием эксцентриситета вталкиваются обратно, плотно прилегая к эксцентричной поверхности стакана.
В связи с этим при вращении ротора в полостях между лопастями образуется разрежение и в полости засасывается топливо. При дальнейшем повороте ротора объем этих полостей уменьшается, топливо из полостей вытесняется и нагнетается в систему.
Подкачивающий насос имеет производительность, превышающую расход топлива двигателем. Поэтому для перепуска части нагнетаемого топлива из камеры нагнетания в камеру всасывания на насосе установлен редукционный клапан 7, отрегулированный на давление 0,6—0,8 кГ/см2. Регулируют клапан при помощи винта 1, воздействующего на пружину клапана. После регулировки винт закрепляют колпачком.
Кроме редукционного, насос имеет перепускной клапан 6, который через отверстия во фланце редукционного клапана обеспечивает заполнение топливной системы перед пуском двигателя при неработающем топливоподкачивающем насосе.
Вал привода насоса уплотнен двумя резиновыми сальниками. Для контроля технического состояния сальников на пробке, ввернутой в корпус насоса, имеется контрольное отверстие, вытекание топлива или масла из которого свидетельствует о нарушении герметичности сальников.
Состояние сальников вала насоса ежедневно проверяют путем осмотра контрольного отверстия.
Фильтр окончательной очистки топлива (рис. 23) обеспечивает окончательную очистку топлива перед поступлением его к плунжерным парам насоса высокого давления.
Фильтр состоит, из набора войлочных фильтрующих пластин 9, между которыми расположены входные 10 и выходные 11 картонные прокладки. Фильтрующие пластины надеты на цилиндрический сетчатый каркас 7, закрытый шелковым (капроновым) чехлом 8.
На крышке фильтра расположены штуцера подвода и отвода топлива, штуцер объединенной системы выпуска воздуха из топливного насоса и из полости очищенного топлива фильтра, а также пробка выпуска воздуха из полости неочищенного топлива.
Периодически, через 500 ч работы двигателя, производят разборку и промывку фильтра в следующей последовательности.
Отвертывают гайку на крышке, снимают корпус вместе с фильтрующим элементом. Вынимают из корпуса фильтрующий элемент и промывают его в дизельном топливе без разборки.
Разбирают фильтрующий элемент в следующей последовательности: снимают нажимную пластину, поочередно снимают все проставки и войлочные фильтрующие пластины с сетчатого каркаса.
Шелковый чехол с каркаса не снимают.
Промывают в чистом дизельном топливе все детали фильтра,
очищают и промывают корпус. Войлочные пластины отжимают сначала рукой, а затем складывают их по две-три штуки вместе и отжимают между двумя деревянными или металлическими пластинами.
Собирают фильтрующий элемент в следующей последовательности.
На сетчатый каркас надевают входную проставку (с наружными окнами), фильтрующую пластину (более темной стороной к входной проставке, которой она соприкасалась с ней до разборки), выходную проставку, и в таком же порядке собирают весь пакет. При этом выступы на наружном диаметре входных и выходных проставок располагают в одной плоскости.
Если собранный фильтрующий элемент будет недостаточно плотным, добавляют в него пластины и проставки из индивидуального комплекта запасных частей, после чего устанавливают нажимную пластину и завертывают стяжную гайку.
Устанавливают в корпус пружину и сальник, а затем собранный фильтрующий элемент устанавливают в корпус гайкой вниз и закрепляют корпус на крышке.
После разборки и промывки фильтра прокачивают топливную систему для удаления воздуха, а затем, пустив двигатель; проверяют фильтр на отсутствие течи топлива.
Рис. 23. Фильтр окончательной очистки топлива:
1 — гайка стяжного болта; 2 — крышка; 3 — уплотняющая прокладка; 4 — войлочное кольцо; 5 — стакан фильтра; 6 — стяжной болт; 7 — металлический сетчатый каркас; 8 — шелковый чехол; 9 — войлочные фильтрующие пластины; 10 — входная прокладка; 11 — выходная прокладка; 12 — нажимная пластина; 13 — гайка; 14 — сальник; 15 — колпачок; 16 — пружина
Клапан аварийного выключения подачи топлива (рис. 24) предназначен для автоматической остановки двигателя в случае падения давления масла в главной масляной магистрали двигателя ниже 2,5 кГ/см2, т. е. когда возможно повреждение высоконагруженных трущихся деталей двигателя (в первую очередь подшипников коленчатого вала) вследствие недостатка масла. Кроме того, клапан не дает возможности пустить двигатель без предварительной подачи масла в систему при помощи маслозакачивающего насоса, что снижает износы деталей при пуске двигателя.
Клапан установлен на переднем торце (со стороны привода) корпуса насоса высокого давления. К нему подходит топливопровод 9 от фильтра окончательной очистки топлива и маслопровод 8 от главной масляной магистрали.
При отсутствии давления в маслопроводе, а также при давлении ниже 2,5—2,7 кГ/см2 золотник 4 клапана отжат пружиной 3 в крайнее правое положение, отверстия на корпусе и золотнике смещены и проход топлива к насосу перекрыт.
При давлении масла выше 2,5—2,7 кГ/см2 золотник клапана под действием давления масла перемещается в крайнее левое положение, сжимая пружину, отверстия в корпусе 5 и золотнике совмещаются и топливо свободно проходит к плунжерным парам насоса высокого давления. Плотное прилегание торцового буртика на золотнике к корпусу препятствует проникновению масла в топливо.
Золотник 4 и его корпус 5 являются деталями высокоточного изготовления, и замена их по отдельности не допускается. При проверке исправности клапана при снятой пружине 3 золотник должен
перемещаться в крайние положения под действием собственного веса.
Давление срабатывания клапана регулируют затяжкой пружины 3 при помощи гайки 2.
Рис. 24. Клапан аварийного выключения подачи топлива:
1 — корпус топливного насоса высокого давления; 2 — регулировочная гайка; 3 — пружина золотника; 4 — золотник; 5 — корпус золотника; 6 — шариковый клапан разделения полостей масла и топлива; 7 — -пломба; 8 — маслопровод; 9 — топливопровод