Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз

ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д12А-375Б автомобилей Белаз


Коленчатый вал—стальной, штампованный, снабжен гасителем крутильных колебаний. Вал имеет шесть кривошипов, расположенных в трех плоскостях под углом 120° друг к другу, семь коренных (опорных) и шесть шатунных шеек. Коренные и шатунные подшипники снабжены легкосъемными вкладышами.
На переднем конце коленчатого вала установлена ведущая шестерня механизма передач, от которой посредством шестеренчатых передач идет отбор мощности к- следующим узлам и механизмам: по верхнему вертикальному валу — к топливному насосу высокого давления и воздухораспределителю, по двум наклонным валам — к механизмам газораспределения, по отдельному наклонному валу — к генератору, по нижнему вертикальному валу — к топливоподкачивающему, водяному и масляному насосам (рис. 12).
Направление вращения коленчатого вала — по ходу часовой стрелки (правое), если смотреть со стороны механизма передач.
Шатуны (рис. 13) левого и правого блоков имеют общую шатунную шейку и общий подшипник. Шатун, устанавливаемый в левом блоке, если смотреть со стороны механизма передач, является главным, а шатун правого блока — прицепным. Прицепной шатун 7 крепится к главному 6 при помощи пустотелого пальца 8, закрепленного в проушине на нижней головке главного шатуна.
Верхние головки шатунов снабжены втулками из оловянистой бронзы. Нижняя головка главного шатуна — разъемная, снабжена вкладышами 12, изготовленными из сталеалюминевой полосы или стальными, залитыми свинцовистой бронзой. От проворачивания вкладыши фиксируются штифтами 11.
Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, крепятся к шатунам при помощи пустотелых пальцев 4 плавающего типа, фиксируемых от осевых перемещений алюминиевыми заглушками 5.
Днище поршня служит нижней частью камеры сгорания и имеет специальную форму. По краям днища расположены четыре плоских углубления, в которые входят впускные и выпускные клапаны при подходе поршня к в. м. т.
На каждом поршне установлены два компрессионных кольца и три маслосъемных кольца, одно из которых расположено ниже

поршневого пальца. Компрессионные кольца — стальные, рабочая поверхность покрыта слоем хрома и олова. Маслосъемные кольца — чугунные, имеют коническую форму и устанавливаются на поршень меньшим диаметром конуса вверх. Для правильной установки новые кольца со стороны меньшего диаметра имеют надпись «верх».

Состояние поршневых колец двигателя при необходимости проверяют путем замера давления газов в картере при помощи водяного пьезометра (манометра), подсоединив его к крышке верхнего лючка картера двигателя, отсоединив предварительно от крышки

маслопровод 23 (см. рис. 33) слива масла из корпуса насоса высокого давления. На время замера давления газов надо заглушить подвод масла к насосу, вывернув штуцер, крепящий маслопровод 22 к насосу, и установить в угольник этого трубопровода деревянную пробку.
Давление газов в картере нового двигателя должно быть
не более 80 мм вод, ст.. после 1000 ч работы двигателя — не более 100 мм вод, ст.

Рис. 12. Схема механизма передач двигателя:

Рис. 13. Шатунно-поршневая группа:
1 — поршень; 2 — компрессионные кольца; 3 — маслосъемные кольца; 4 — поршневой палец; 5 — заглушка поршневого пальца; 6 — главный шатун; 7 — прицепной шатун; 8 — палец прицепного шатуна;
9 — установочный штифт; 10 — крышка;
11 — установочный штифт вкладыша;
12 — вкладыш; 13 — отверстие для подвода смазки к пальцу прицепного шатуна;
14 — конический штифт

Рассказать друзьям