САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. ЗАДНИЙ МОСТ
САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. ЗАДНИЙ МОСТ
Задний мост с редуктором производства ОАО «БелАЗ»
Задний мост состоит из картера 3 (рисунок 7.1) к которому болтами 5 закреплены два электромо-тор-колеса 4. Картер заднего моста через заднюю подвеску (центральный шарнир, поперечную штангу и цилиндры подвески) шарнирно соединен с рамой.
Не допускается наличие в соединительных шлангах 1 провисаний, способствующих образованию масляных пробок, перекрывающих поток воздуха. Натяжение соединительного шланга обеспечивается обрезкой по месту.
В каждый редуктор заливается трансмиссионное масло до уровня контрольной пробки 6.
Рисунок 7.1 – Задний мост:
1 – соединительный шланг; 2 – сапун; 3 – картер заднего моста; 4 – электромотор-колесо; 5 – болт; 6 – контрольная пробка; 7, 8, 11 – хомуты; 9 – лента; 10 – рукав
-
Электромотор-колесо с редуктором производства ОАО «БелАЗ»
Электромотор-колесо включает в себя тяговый электродвигатель 2 (рисунок 7.2), редуктор элек-тромотор-колеса 8, ступицу заднего колеса 4, тормозные механизмы рабочей 3 и стояночной 1 тормоз-ных систем и датчик ограничения скорости, приводимый от вала электродвигателя.
Крутящий момент к солнечной шестерне первого ряда 9 редуктора передается от фланца тягово-го электродвигателя 14 через фланец 13, соединенный с фланцем тягового электродвигателя болтами и торсионный вал 12. На шлицевые концы торсионного вала с одной стороны установлен фланец 13, с другой – солнечная шестерня первого ряда 9. От осевых перемещений торсионный вал удерживается упором 17, а солнечная шестерня – стопорными кольцами 10, установленными с обеих сторон шестер-ни в канавках торсионного вала.
Описание тормозных механизмов приведено в главе «Тормозные системы».
Рисунок 7.2 – Электромотор-колесо:
1 – стояночный тормозной механизм; 2 – тяговый элек-тродвигатель; 3 – рабочая тормозная система; 4 – ступица заднего колеса; 5 – щуп; 6 – пробка заливного отверстия; 7, 15 – болты; 8 – редуктор электромотор-колеса; 9 – солнеч-ная шестерня первого ряда; 10 – стопорное кольцо; 11 – крыш-ка; 12 – торсионный вал; 13 – фланец торсионного вала; 14 – фланец тягового электродвигателя; 16 – регулировочные шайбы; 17 – упор; 18 – упор сферический
В – зазор
Редуктор электромотор-колеса производства ОАО «БелАЗ»
Редуктор электромотор-колеса – двухрядный, дифференциальный, с прямозубыми шестернями установлен в ступице заднего колеса.
Редуктор состоит из корпуса 1 (рисунок 7.3), в котором на осях 41 установлены три сателлита второго ряда 40. На корпусе на двух роликовых конических подшипниках 7 установлена ступица 8 зад-него колеса, к которой крепится на шлицах коронная шестерня второго ряда 9 и ведущая крышка 14 редуктора с деталями первого ряда.
Солнечная шестерня первого ряда находится в зацеплении с тремя сателлитами 24, которые ус-тановлены в водиле первого ряда 17 на сферических роликовых подшипниках 25. Сателлиты 24 входят в зацепление с коронной шестерней 15, которая через шлицы ведущей крышки 14 передает крутящий момент на ступицу 8 заднего колеса. Водило 17 установлено на двух шариковых подшипниках 19.
В шлицевое отверстие внутреннего фланца водила первого ряда 17 установлена солнечная шес-терня второго ряда 23. От осевых перемещений она удерживается двумя стопорными пластинами 22. Солнечная шестерня второго ряда 23 входит в зацепление с тремя сателлитами второго ряда 40, а са-теллиты – с коронной шестерней 9, которая передает крутящий момент на ступицу 8 колеса через шли-цевое соединение.
Сателлиты второго ряда 40 вращаются на двухрядных сферических роликовых подшипниках 38, установленных на осях 41 в корпусе редуктора 1. Оси зафиксированы в корпусе стопорными пластина-ми 37, которые закреплены к корпусу болтами 36.
Герметичность неподвижных соединений редуктора обеспечивается резиновыми уплотнитель-ными кольцами. Фланец торсионного вала 13 (смотри рисунок 7.2) уплотнен манжетой 44 (смотри рису-нок 7.3). Ступица колеса 8 уплотнена двумя крупногабаритными манжетами 6.
Полость между манжетами 6 заполняется в процессе эксплуатации смазкой через две масленки 34, установленные в полых болтах крепления ведущей крышки 14 редуктора и соединенные с межман-жетной полостью шлангом. Для выхода отработавшей смазки из межманжетной полости при заполне-нии свежей смазкой необходимо вывернуть пробку, установленную в третьем полом болту.
Между прижимом 3 и манжетами 6 установлено дистанционное кольцо 4. Для увеличения долго-вечности подманжетного кольца 2 при ремонте редуктора установить дистанционное кольцо 4 с проти-воположной стороны относительно манжет, при этом изменится положение уплотнительных кромок манжет относительно поверхности подманжетного кольца 2.
Смазка шестерен и подшипников первого и второго ряда редуктора осуществляется окунанием и разбрызгиванием масла при вращении элементов редуктора.
Для очистки масла от металлических и неметаллических частиц к корпусу редуктора 1 болтами 52 закреплены два необслуживаемых фильтра грубой очистки 46 и 51. Масло через маслоуловители 48 и 50, соединительные шланги 47 поступает внутрь корпуса 6 фильтра (рисунок 7.4). Магниты 8 и фильт-рующий элемент 2 очищают масло, и оно сливается внутрь корпуса редуктора. Очистка фильтра произ-водится при ремонте редуктора.
Регулировка конических подшипников ступиц мотор-колес.
Регулировка конических подшипников ступиц мотор-колес без их демонтажа с самосвала произ-водится при снятых колесах, первом ряде редуктора и солнечной шестерне второго ряда.
Регулировку конических подшипников ступицы мотор-колеса производить в следующей после-довательности:
-
расшплинтовать и отвернуть болты 11 (смотри рисунок 7.3) крепления упорного кольца 10;
-
проверить момент вращения ступицы через второй ряд. Он должен быть не более 500 Н.м (на технологической шестерне второго ряда не более 135 Н.м). Зафиксировать значение этого момента;
-
вращая ступицу через второй ряд, затягивать поочередно по два диаметрально расположенные восемь болтов 11 моментом 20 Н.м. Повторять затяжку болтов в той же последовательности до уста-новления на всех восьми болтах момента 20 Н.м. Повторить затяжку болтов в той же последовательно-сти до установления на восьми болтах момента 40 Н.м.
Проверить щупом зазор между торцами роликов и рабочим бортом подшипника 4 (рисунок 7.5). Если на 70% роликов зазор не превышает 0,3 мм (причем не должно быть более трех рядом располо-женных роликов, у которых зазор превышает 0,4 мм), перейти к выполнению следующего пункта. В про-тивном случае повторить затяжку болтов в той же последовательности до установления на восьми бол-тах момента 60 Н.м.
Рисунок 7.3 – Редуктор электромотор-колеса:
1 – корпус редуктора; 2 – кольцо подманжетное; 3 – прижим; 4 – кольцо дистанционное; 5, 12, 21, 29, 32, 36, 42,
45, 52 – болты; 6 – манжета; 7, 19, 25, 38 – подшипники; 8 – ступица; 9 – коронная шестерня второго ряда; 10 – кольцо упорное; 11 – болт регулировочный; 13 – трубка сливная; 14 – крышка ведущая; 15 – коронная шестерня первого ряда; 16 – крышка водила первого ряда; 17 – водило первого ряда; 18 – пробка контрольная; 20 – крышка редуктора; 22, 27, 37 – пла-стины стопорные; 23 – солнечная шестерня второго ряда; 24 – сателлит первого ряда; 26 – ось сателлита первого ряда; 28, 31, 35, 54 – кольца уплотнительные; 30, 39 – кольца стопорные; 33 – распорное кольцо; 34 – масленка; 40 – сателлит второ-го ряда; 41 – ось сателлита второго ряда; 43 – кольцо; 44 – манжета; 46, 51 – фильтры; 47 – шланг соединительный; 48, 50 – маслоуловители; 49 – шплинт; 53 – щуп; 55 – кольцо распорное; 56 – пластина упорная
Рисунок 7.4 – Фильтр:
1 – кольцо; 2 – элемент фильтрующий; 3 – шайба; 4 – гайка; 5 – крышка; 6 – корпус; 7 – шплинт; 8 – пробка магнитная; 9 – прокладка; 10 – болт
Проверить щупом зазор между торцами роликов и рабочим бортом подшипника. Если на 70% роли-ков зазор не превышает 0,3 мм (причем не должно быть более трех рядом расположенных роликов, у кото-рых зазор превышает 0,4 мм), перейти к выполнению следующего пункта. В противном случае повторить затяжку болтов в той же последовательности до установления на восьми болтах момента 80 Н.м.
Проверить щупом зазор между торцами роликов и рабочим бортом подшипника. Если на 70% роли-ков зазор не превышает 0,3 мм (причем не должно быть более трех рядом расположенных роликов, у ко-торых зазор превышает 0,4 мм), перейти к выполнению следующего пункта. В противном случае повторить затяжку болтов в той же последовательности до установления на восьми болтах момента 100 Н.м.
Проверить щупом зазор между торцами роликов и рабочим бортом подшипника. Если на 70% ро-ликов зазор не превышает 0,3 мм (причем не должно быть более трех рядом расположенных роликов, у которых зазор превышает 0,4 мм), перейти к выполнению следующего пункта. В противном случае про-извести разборку и дефектовку деталей;
-
проверить момент вращения ступицы через второй ряд. Он может увеличиться по сравнению с ранее измеренным моментом (не более 500 Н.м) не более чем на 400 Н.м (на технологической шестерне второго ряда по сравнению с ранее измеренным моментом (не более 135 Н.м) не более чем на 108 Н.м);
-
в четырех равнорасположенных местах напротив болтов 2 (рисунок 7.5) измерить зазор В: В1, В2, В3, В4 с точностью +0,02 мм;
-
прошлифовать распорные кольца (24 штуки), устанавливаемые между упорным кольцом и кор-пусом редуктора, в размер С=(((В1+В2+В3+В4):4)+0,2) с точностью +0,015 мм;
-
вывернуть восемь болтов 2;
-
завернуть болты с шайбами (24 штуки) одевая на каждый из них по одному распорному кольцу из прошлифованного комплекта, чтобы распорные кольца расположились в зазоре В;
-
затянуть поочередно по два диаметрально расположенные регулировочные болты моментом 400 – 440 Н.м;
-
зашплинтовать болты попарно шплинт-проволокой. Порядок регулировки конических подшипников ступиц мотор-
колес на снятом с самосвала редукторе производить согласно ру-ководства по ремонту.
Рисунок 7.5 – Проверка зазора:
1 – корпус редуктора; 2 – болт; 3 – кольцо упорное; 4 – подшипник; А – место установки щупа; В – зазор
-
САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. Техническое обслуживание заднего моста с редуктором производства ОАО «БелАЗ»
Техническое обслуживание заключается в периодическом осмотре состояния, крепления, доза-правке эксплуатационными материалами и проверке работоспособности.
Перечень применяемых смазочных материалов, периодичность проверки и замены смазки смот-ри в главе «Техническое обслуживание».
Ежедневное техническое обслуживание.
При ежедневном техническом обслуживании:
-
проверить внешним осмотром состояние крупногабаритных манжет. Течь и подтекание масла по манжетам не допускаются. При появлении течи масла определить причину неисправности и произ-вести ремонт узла.
Техническое обслуживание 1.
При ТО-1:
-
добавить по 150 г смазки в две масленки 34 (смотри рисунок 7.3) межманжетной полости, пред-варительно вывернув пробку из третьего полого болта;
-
проверить уровень масла в редукторах электромотор-колес. Для этого установить колеса так, чтобы пробка контрольного отверстия 6 (смотри рисунок 7.1) располагалась вертикально внизу. Уро-вень масла должен быть до нижней кромки резьбы отверстия. При необходимости долить;
-
взять пробу масла для анализа (порядок проведения анализа масла из редукторов мотор-колес смотри в приложении В);
-
очистить магниты на щупах 53 (смотри рисунок 7.3), установленных в сливных трубках 13 от ме-таллической пыли – следов износа. При обнаружении крупных металлических частиц (сколов, стружки) выполнить проверку зубчатых колес, шлицевых соединений, подшипников.
Техническое обслуживание 2.
При ТО-2:
-
снять крышку 11 (смотри рисунок 7.2), извлечь торсионный вал в сборе с солнечной шестерней и проверить визуально их состояние;
-
в случае заметного износа упоров торсионного вала проверить и при необходимости отрегули-ровать зазор между торсионным валом и упором.
Установить в крышку 11 упор 17 до контакта в сферический упор 18 торсионного вала 12. Изме-рить зазор между торцами крышки 11 и упора 17. Набрать комплект регулировочных шайб 16 толщиной на величину зазора плюс (1 – 2) мм и установить его между торцами крышки 11 и упора 17. Закрепить упор к крышке болтами;
-
очистить от грязи дренажные отверстия в нижней части трубы картера заднего моста;
Техническое обслуживание 3.
При ТО-3:
-
проверить и при необходимости подтянуть болты 5 (смотри рисунок 7.1) крепления электромо-тор-колес 4 к картеру 3 заднего моста. Момент затяжки смотри в приложении Б;
-
заменить фильтрующие элементы сапунов 2 (смотри рисунок 7.1) редукторов мотор-колес;
-
провести визуальный осмотр на наличие трещин в районе: соединения картера заднего моста с редуктором электромотор-колеса; приварки фланца рычага картера заднего моста; приварки нижнего кронштейна реактивной штанги.
В случае обнаружения трещин на корпусе редуктора электромотор-колеса – заменить корпус, на картере заднего моста – произвести разделку трещин и заварить.
Сезонное обслуживание.
При сезонном обслуживании:
-
проверить и при необходимости подтянуть болты 15 (смотри рисунок 7.2) крепления тяговых электродвигателей к редукторам электромотор-колес. Момент затяжки смотри в приложении Б;
-
проверить необходимость регулировки подшипников ступиц электромотор-колес.
ПРИ ДОСТИЖЕНИИ САМОСВАЛОМ ПРОБЕГА 150 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ ПРОИЗВЕСТИ ПЛАНОВУЮ ЗАМЕНУ ПОДШИПНИКОВ САТЕЛЛИТОВ ПЕРВОГО РЯДА РЕДУКТОРА МОТОР-КОЛЕСА.
Методика для определения необходимости регулировки подшипников ступиц мотор-колес.
Порядок проверки необходимости регулировки подшипников ступицы мотор-колес:
-
установить самосвал на ровную площадку;
-
проверить величину давления воздуха в шинах и при необходимости довести до нормы;
-
закрепить на картере заднего моста 1 (рисунок 7.6) с правой стороны (по ходу движения самосвала) кронштейн 2. Закрепить на упорном кольце обода коле-са 5 пластину 4;
Рисунок 7.6 – Схема монтажа оборудования:
1 – картер заднего моста; 2 – кронштейн 75132-3924340; 3 – штатив магнитный 47452/074562; 4 – пластина 75132-3924380; 5 – колесо заднее внутреннее;
А – размер
-
установить на кронштейн 2 штатив магнитный так, чтобы головка микрометра упиралась в пла-стину 4, при этом размер А должен быть в пределах (95 + 2) мм;
-
установить стрелку микрометра на «ноль»;
-
поддомкратить задний мост;
-
подложить под наружное колесо 2 (рисунок 7.7 a) подставку 3 (деревянный брус) и опустить задний мост на подставку, при этом не должно быть касания площадки внутренним колесом 1;
-
снять показания микрометра;
-
повторить два – три раза поддомкрачивание, опускание, снятие показаний микрометра и найти среднюю величину показаний микрометра;
-
поддомкратить задний мост;
-
подложить под внутреннее колесо 1 (рисунок 7.7 b) подставку 3 (деревянный брус) и опустить задний мост на подставку, при этом не должно быть касания площадки наружным колесом 2 и размер В должен быть в пределах (470 + 10) мм;
-
снять показания микрометра;
-
повторить два – три раза поддомкрачивание, опускание, снятие показаний микрометра и найти среднюю величину показаний микрометра;
-
определить разность средних показаний микрометра при установке подставки под наружным и внутренним колесами. Данная величина не должна превышать 2,4 мм. Если полученная величина пре-вышает 2,4 мм – произвести регулировку подшипников ступицы правого мотор-колеса;
Рисунок 7.7 – Определение показаний микрометра
-
подставка под наружным колесом; b) подставка под внутренним колесом:
1 – заднее внутреннее колесо; 2 – заднее наружное колесо; 3 – подставка; В – размер
-
произвести определение разности средних показаний микрометра при установке подставки под наружным и внутренним колесами для подшипников ступицы левого мотор-колеса. Данная величина не должна превышать 2,4 мм. Если полученная величина превышает 2,4 мм – произвести регулировку подшипников ступицы левого мотор-колеса.
В состав заднего моста самосвала входят два электромотор-колеса (тяговый электродвигатель в сборе с редуктором) фирмы «General Electric». Электромотор-колеса 3 (рисунок 7.8) закреплены к кар-теру 9 заднего моста болтами 4 Мкр от 1728 до 1936 Н.м.
Эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт смотри в документации, которой комплекту-ется электротрансмиссия GE.
Буксировка самосвала без смазочного масла в редукторах мотор-колес недопустима и приведет к повреждению зубчатой передачи.
Рисунок 7.8 – Задний мост:
1 – кран; 2, 5, 8 – шланги соединительные; 3 – электромотор-колесо; 4 – болт; 6 – сапун; 7 – пробка; 9 – картер заднего моста