САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. Установка дизель–генератора

САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ


САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. Установка дизель–генератора

Двигатель 6 (рисунок 5.1) и тяговый генератор 3 крепятся болтами к подмоторной раме 5 и обра-зуют единый модуль, называемый дизель–генератором.

На рисунке 5.1 приведена установка дизель-генератора самосвалов БелАЗ-75131 и

БелАЗ-75139. На самосвалах установлен двигатель Cummins КТА50–С.

Дизель–генератор установлен на раме самосвала на четырех амортизаторах 7. Амортизатор со-стоит из резинового элемента с привулканизированной к нему с двух сторон стальной арматурой.

Амортизатор закреплен болтом между нижним 18 и верхним 17 фланцами, которые в свою очередь болтами закреплены к раме самосвала и подмоторной раме модуля. При установке верхняя часть рези-нового элемента амортизатора должна располагаться возле лонжерона рамы самосвала. Допуск плоско-стности верхних поверхностей четырех амортизаторов должен составлять не более 1,5 мм, проверяется до установки модуля и регулируется прокладками 8. Под один амортизатор допускается устанавливать не более двух прокладок. Регулировку можно выполнить также подбором амортизаторов по высоте.

От продольных перемещений дизель-генератор ограничивается штангой 13. Нормы затяжки гаек 10 от 50 до 70 Н.м.

При демонтаже дизель–генератора не следует нарушать заводскую установку амортизаторов и регулировочных прокладок, установленных под ними. Если по каким-либо причинам первоначальная установка амортизаторов была нарушена, то необходимо произвести проверку плоскостности их верх-них поверхностей и отрегулировать установкой прокладок или подбором амортизаторов по высоте.

При снятии или замене двигателя, генератора или подмоторной рамы вал якоря генератора не-обходимо центрировать с валом двигателя для уменьшения динамических нагрузок.

Соединение двигателя с тяговым генератором для всех моделей самосвалов приведено в руко-водстве по ремонту 7513–3902080 РС.

Установка дизель-генератора самосвала БелАЗ-75135 и технические требования к установке аналогичны рассмотренным выше. На самосвале установлен двигатель Cummins КТА38–С или Cummins КТТА38–С (только для самосвала БелАЗ-75135-10).

Установка дизель-генератора самосвала БелАЗ-7513 приведена на рисунке 5.2, технические требования к установке аналогичны рассмотренным выше. На самосвале установлен двигатель Cummins QSK45-С.

Установка дизель-генератора самосвалов БелАЗ-75137 и БелАЗ-7513В приведена на рисунке 5.3, дизель-генератора самосвала БелАЗ-7513А – на рисунке 5.4, технические требования к установ-кам аналогичны рассмотренным выше. На самосвалах БелАЗ-75137, БелАЗ-7513А и БелАЗ-7513В ус-тановлен двигатель MTU DD12V4000.

При соединении двигателя с тяговым генератором самосвала БелАЗ-7513А после подсчета ре-гулировочных прокладок 19 и 22 (рисунок 5.4) снять с двигателя адаптер статора 20, отвернув болты крепления 21. При необходимости установить регулировочные прокладки 22 между корпусом генерато-ра 23 и адаптером статора 20 и стянуть болтами 24 (Мкр 130 – 165 Н.м).


  1. Система питания двигателя топливом

    Система питания двигателя топливом состоит из топливного бака 6 (рисунок 5.5) с установлен-ным на нем топливопрокачивающим насосом 5, обогревателя топлива с фильтром 1 (или фильтра гру-бой очистки топлива для самосвала в тропическом исполнении), топливопроводов и привода управле-ния подачей топлива.

    Для самосвала БелАЗ-7513 (модификации 01, 02, 06) вместо обогревателя топлива с фильтром 1 устанавливается топливный фильтр 2 (рисунок 5.5, вид а) с электроподогревом фирмы «Fleetguard» (FH23914) для подогрева топлива при низких температурах. Он крепится болтовым соединением к крон-штейну на правом лонжероне рамы в передней ее части. Фильтр используется в качестве первичного для предварительной очистки топлива и установлен между баком и топливными фильтрами двигателя.

    Подогреватель фильтра подключен к бортовой сети самосвала, включается автоматически, если температура топлива внутри топливного процессора ниже 40С, выключается при температуре 150С.

    ПРОЗРАЧНЫЙ КОРПУС ФИЛЬТРА НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ ТОПЛИВОМ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ. ОН БУДЕТ ЗАПОЛНЯТЬСЯ ПОСТЕПЕННО ПО МЕРЕ ЗАСОРЕНИЯ ФИЛЬТРА. ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДЛЕЖИТ ЗАМЕНЕ, КОГДА УРОВЕНЬ ТОПЛИВА ПОДНИМЕТСЯ ДО ЕГО ВЕРХНЕГО КРАЯ.




    Рисунок 5.1 – Установка дизель–генератора самосвалов БелАЗ-75131 и БелАЗ-75139:

    1 – вентилятор; 2 – адаптер вентилятора; 3 – тяговый генератор; 4 – кронштейн; 5 – подмоторная рама; 6 – двига-тель; 7 – амортизатор; 8 – регулировочные прокладки; 9 – контргайка; 10 – гайка; 11 – упорная шайба; 12 – амортизатор штанги; 13 – штанга; 14 – палец; 15 – корпус; 16 – подушка; 17 – фланец амортизатора верхний; 18 – фланец амортизатора нижний; 19 – кожух маховика двигателя; 20 – адаптер статора; 21 – корпус генератора; 22 – адаптер ротора; 23 – ротор ге-нератора


Рисунок 5.2 – Установка дизель–генератора самосвала БелАЗ-7513:

1 – подмоторная рама; 2 – двигатель; 3 – тяговый генератор; 4, 6 – кронштейны; 5, 7, 9, 22, 26 – регулировочные про-кладки; 8 – амортизатор; 10 – контргайка; 11 – гайка; 12 – упорная шайба; 13 – амортизатор штанги; 14 – штанга; 15 – па-лец; 16 – корпус; 17 – подушка; 18 – фланец амортизатора верхний; 19 – фланец амортизатора нижний; 20, 24 – болты; 21 – маховик двигателя; 23 – кожух маховика двигателя; 25 – адаптер статора; 27 – корпус генератора; 28 – адаптер рото-ра; 29 – ротор генератора




Рисунок 5.3 – Установка дизель–генератора самосвалов БелАЗ-75137 и БелАЗ-7513В:

1 – подмоторная рама; 2 – двигатель; 3 – тяговый генератор; 4, 5, 7, 22 – регулировочные прокладки; 6 – амортиза-тор; 8 – контргайка; 9 – гайка; 10 – амортизатор штанги; 11 – упорная шайба; 12 – штанга; 13 – палец; 14 – корпус; 15 – по-душка; 16 – фланец амортизатора верхний; 17 – фланец амортизатора нижний; 18 – кожух маховика; 19 – адаптер статора; 20 – корпус генератора; 21 – адаптер ротора; 23 – ротор генератора



Рисунок 5.4 – Установка дизель–генератора самосвала БелАЗ-7513А:

1 – подмоторная рама; 2 – двигатель; 3 – тяговый генератор; 4, 5, 7, 19, 22 – регулировочные прокладки; 6 – амортизатор; 8 – контргайка; 9 – гайка; 10 – амортизатор штанги; 11 – упорная шайба; 12 – штанга; 13 – палец; 14 – корпус; 15 – подушка; 16 – фланец амортизатора верхний; 17 – фланец амортизатора нижний; 18 – кожух маховика; 20 – адаптер статора; 21, 24, 25 – болты; 23 – корпус генератора; 26 – ротор генератора



Рисунок 5.5 – Установка топливной системы самосвала БелАЗ-7513:

1 – обогреватель топлива с фильтром; 2 – топливный фильтр с подогревателем; 3 – двигатель; 4 – запорный кран топливного бака; 5 – топливопрокачивающий насос; 6 – топливный бак

а) – установка топливного фильтра (FH23914) с подогревателем топлива


Конструкция, обслуживание и замена фильтрующих элементов фильтра изложена в документа-ции, поступающей с фильтром. Более подробную информацию можно получить у фирмы-изготовителя.

В систему питания двигателя топливом самосвала БелАЗ-7513 встроена система охлаждения топлива. Система питания двигателя топливом состоит из топливного бака 1 (рисунок 5.6) с установ-

ленным на нем топливопрокачивающим насосом 3, обогревате-ля топлива с фильтром 5 или топливного фильтра с подогрева-телем, топливопроводов и привода управления подачей топли-ва. Система охлаждения топлива состоит из распределителя топлива 8, охладителя топлива 9 и топливопроводов.


Рисунок 5.6 – Схема системы питания двигателя топливом (самосвал БелАЗ-7513):

1 – топливный бак; 2 – кран; 3 – топливопрокачивающий насос; 4 – об-ратный клапан; 5 – обогреватель топлива с фильтром; 6 – предпусковой по-догреватель; 7 – двигатель; 8 – распределитель топлива; 9 – охладитель то-плива


Распределитель топлива.

Распределитель топлива предназначен для распределения потока топлива, идущего на слив из двигателя в топливный бак. Привод распределителя – электрический.

При превышении допустимой температуры (40+30С) срабатывает термодатчик, на электромагнит распределителя 1 (рисунок 5.7) поступает электрический ток и электромагнит втягивает толкатель 2.

Под действием пружины фиксатора 7 поршень 4 перемещается, соединяя каналы II и III для циркуляции топлива через охладитель, при этом канал I перекрывается. Топливо поступает в охладитель топлива, а затем сливается в топливный бак.

Охладитель топлива представляет собой алюминиевый радиатор, установленный перед радиаторами системы охлаждения двигателя.


Рисунок 5.7 – Распределитель топлива:

1 – электромагнит; 2 – толкатель; 3 – корпус распределителя; 4 – поршень; 5 – кольцо; 6 – распределитель с патрубком; 7 – пружина фиксатора;

I – слив из двигателя; II – слив из двигателя через охладитель топлива; III – слив в бак


Привод управления подачей топлива состоит из педали 3 (рисунок 5.8) и рукоятки ручной подачи топлива 1, соединенных тягой 2.

Рукоятка ручной подачи топлива фиксирует педаль в промежуточном положении и ограничивает обратный ход. Регулируемый резистор 4, установленный под педалью, изменяет силу тока на элек-тронном регуляторе в зависимости от положения педали. Электронный регулятор, установленный на топливном насосе, обеспечивает регулирование оборотов двигателя и его мощность путем изменения количества топлива, поступающего в форсунки.

Ручной привод управления подачей топлива должен обеспечивать максимальные обороты хо-лостого хода двигателя, установленные ножным приводом, а минимальные – при верхнем крайнем положении рукоятки 1.

Регулировка производится вворачиванием или выворачиванием тяги 2 из верхнего наконечника.

Регулировка фрикционного устройства, обеспечивающего фиксацию рукоятки 1 в любом рабочем положении, осуществляется гайками 7. При этом усилие, необходимое для поворота рукоятки, должно быть по возможности минимальным.

На самосвале БелАЗ-75135-10 в приводе управления подачей топлива устанавливается только педаль, ручной привод управления подачей топлива отсутствует.


Рисунок 5.8 – Привод управления подачей топлива:

1 – рукоятка; 2 – тяга; 3 – педаль; 4 – резистор управления оборотами; 5 – пластина; 6 – пружина; 7 – гайка


Привод управления подачей топлива и ходовым контроллером самосвала БелАЗ-75135 (кроме самосвала БелАЗ-75135-10).

Привод подачи топлива и ходового контроллера обеспечивает работу двигателя на всех режимах и согласовывает положение барабана ходового контроллера с частотой вращения двигателя.

Управление подачей топлива осуществляется педалью 8 (рисунок 5.9) или рукояткой 10. Педаль воздействует на рычаг 26 регулятора топливного насоса через тягу 7, трехплечий рычаг 6, валы аксе-лератора 21 и 18, рычаг 16 и трос дистанционного управления 14.

Педаль 8 соединена с рукояткой ручного управления 10 механизмом 9. При перемещении рукоятки в какое-либо положение, соответствующее определенной подаче топлива, на эту же величину подачи топ-лива перемещается также и педаль, причем обратный ход педали ограничивается положением рукоятки.

Регулировка ножного привода подачи топлива должна обеспечивать поворот рычага регулятора от упора минимальных до упора максимальных оборотов двигателя. Регулировка осуществляется пе-ремещением троса 14 и кронштейна 15.

Ручной привод управления подачей топлива должен обеспечивать максимальные обороты холо-стого хода двигателя, установленные ножным приводом, а минимальные – при верхнем крайнем поло-жении рукоятки 10. Регулировка производится изменением длины толкающего механизма 9.

Регулировка фрикционного устройства, обеспечивающего фиксацию рукоятки 10 в любом рабо-чем положении, осуществляется гайками 23. При этом усилие, необходимое для поворота рукоятки, должно быть по возможности минимальным.

При электродинамическом торможении срабатывает электромагнитный клапан 19 и воздух из пневматической системы через трубопроводы 17 и 20 поступает в пневмоцилиндр 5, который воздейст-вует на рычаг 6 и поворачивает вал 18, устанавливая средние обороты коленчатого вала двигателя (1300 мин-1) для поддержания оптимального режима охлаждения тягового электропривода.


Рисунок 5.9 – Привод управления подачей топлива и ходовым контроллером самосвала БелАЗ-75135:

1 – ходовой командоконтроллер; 2 – вилка; 3, 7 – тяги; 4, 22, 24 – пружины; 5 – пневматический цилиндр; 6 – рычаг; 8 – педаль; 9 – механизм толкающий; 10 – рукоятка ручной подачи топлива; 11 – панель приборов; 12 – болт; 13 – упор пружи-ны; 14 – трос; 15 – кронштейн; 16 – рычаг привода регулятора; 17, 20 – трубопроводы; 18, 21 – валы акселератора; 19 – кла-пан электромагнитный; 23 – гайки; 25 – пластина; 26 – рычаг регулятора топливного насоса


Регулировка привода подачи топлива:

  • отсоединить тяги 3, 7 и 9;

  • перемещением дистанционного троса 14 в кронштейнах установить рычаг 6 в такое положение, чтобы расстояние от оси отверстия под тягу 7 в рычаге до пола кабины было (22+1) мм при положении рычага 26 регулятора, соответствующем минимальной частоте вращения двигателя;

  • установить педаль подачи топлива 8 под углом (57+3)о по отношению к полу кабины. При этом положении педали отрегулировать длину и подсоединить тягу 7 к педали;

  • затянуть рукоятку ручной подачи топлива 10 вверх до отказа, отрегулировать длину механизма толкающего 9 и присоединить его к педали;

  • пустить двигатель и проверить правильность регулировки привода. Регулировка должна обес-печить максимальную (2400 мин-1) и минимальную (725 мин-1) частоту вращения двигателя на режиме холостого хода. При необходимости, выворачивая или заворачивая упорный болт 12 произвести кор-ректировку максимальной частоты вращения двигателя;

  • установочные усилия пружин 4 и 24, необходимые для возврата педали в исходное положение обеспечить установкой зацепа в соответствующее положение упора 13 и пластины 25. Установочное усилие пружины должно быть по возможности минимальным;

  • регулировку включения цепей тягового электропривода производить изменением длины тяги 3 в соответствии с инструкцией по наладке 75131-2100030-50 И.

Обогреватель топлива с фильтром.

Обогреватель топлива с фильтром (рисунок 5.10) служит для предварительной очистки топлива и подогрева его в холодное время. Внутри корпуса 5 установлен змеевик 4, подключенный к системе ох-лаждения двигателя. Фильтр собран из сетчатых фильтрующих элементов 7 и промежуточных шайб 6, поочередно установленных на стержень 2. Торцевые фильтрующие элементы предохранены защитны-ми шайбами 8. Для слива отстоя из топлива в крышку 1 установлен кран 10.

Обогреватель на летний период необходимо отключать от системы охлаждения разобщительным краном. Фильтр способен отделять от топлива механические примеси размером более 0,12 мм.


Рисунок 5.10 – Обогреватель топлива с фильтром:

1 – крышка; 2 – стержень; 3 – стопорное устройство; 4 – змеевик; 5 – корпус; 6 – промежуточная шайба; 7 – фильт-рующий элемент; 8 – защитная шайба; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – кран

I – канал подвода топлива в обогреватель; II – канал подвода охлаждающей жидкости; III – канал отвода нагретого топлива; IV – канал забора топлива для предпускового подогревателя; V – канал отвода охлаждающей жидкости



Для самосвала в тропическом исполнении вместо обогревателя топлива устанавливается фильтр грубой очистки топлива. Конструкция фильтра аналогична обогревателю топлива, из корпуса исключен змеевик, подключенный к системе охлаждения двигателя.

Топливный бак.

Топливный бак – сварной конструкции имеет прямоугольную форму (рисунок 5.11). При помощи пе-регородок и стенок во внутренней полости бака выполнены водосборник, расходный и заборный отсеки.

Бак оборудован наливной горловиной 2, топливозаборником с всасывающей трубой 8 с сетчатым фильтром и запорным краном 9, контрольным фонарем и электрическими датчиками максимального и минимального уровня топлива, сливными пробками 7, сапуном 1 и крышками люков для очистки бака.

От всасывающей трубы 8 топливо по трубопроводам поступает в обогреватель топлива (фильтр грубой очистки топлива или топливный фильтр с подогревом), а затем подводится к топливным фильт-рам двигателя. Сливное топливо из двигателя поступает в верхнюю точку топливного бака.

Датчик минимального уровня подает сигнал на контрольную лампу на панели приборов при ми-нимальном уровне топлива в баке, датчик максимального уровня подает сигнал на фонарь, установ-ленный на передней стенке бака при максимальном уровне топлива в баке для исключения перелива.

Количество топлива в топливном баке указывается на экране системы контроля загрузки и топли-ва (СКЗиТ) электронной панели приборов (подробнее смотри в руководстве по эксплуатации СКЗиТ).

Для дублирования электронной системы замера топлива, в верхней стенке бака установлен щуп 6, на металлической ленте которого имеются метки с цифрами, указывающие количество топлива в литрах.

По заказу потребителей для облегчения пуска двигателя при отрицательных температурах окру-жающей среды в заборном отсеке топливного бака устанавливаются термоэлектрические нагреватель-ные элементы. Питание элементов осуществляется от внешней сети постоянного тока напряжением 24 В. В целях соблюдения противопожарной безопасности необходимо подключать термоэлектриче-ские элементы к сети, когда бак заполнен топливом более половины емкости. Температура нагрева то-

плива не должна превышать 40 0С.


Рисунок 5.11 – Топливный бак:

1 – сапун; 2 – наливная горловина; 3 – корпус топливного бака; 4, 5 – крышки; 6 – щуп; 7 – пробка сливного крана; 8 – труба всасывающая с фильтром; 9 – запорный кран


По заказу потребителей на самосвал устанавливается топливный бак с системой быстрой за-правки топливом фирмы “Wiggins”.

Система состоит из клапана 9 (рисунок 5.12) и вентиля 5. По мере того, как топливо поступает из заправочной форсунки в бак через клапан, оно заставляет выходить воздух из бака через вентиль.

Когда уровень топлива приближается к верхней части бака, пустотелые шарики 8 всплывают и прижимают шарик 7 к кольцу 6, герметично перекрывая выход воздуха через вентиль 5. По мере того, как топливо из заправочной форсунки продолжает течь, давление в баке растет. При достижении опре-деленного давления форсунка автоматически отключается.

Для того чтобы достать щуп 4, необходимо ножку замка 14 вытянуть из фиксированного положе-ния и вставить в отверстие, расположенное ниже.


Рисунок 5.12 – Топливный бак с системой быстрой заправки топливом фирмы “Wiggins”:

1 – корпус топливного бака; 2, 3, 11 – крышки; 4 – щуп; 5 – вентиль топливный; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – шарик; 8 – пустотелые шарики; 9 – клапан ускоренной заправки; 10 – пробка сливная; 12 – запорный кран; 13 – труба всасывающая с фильтром; 14 – замок



Топливопрокачивающий насос.

Топливопрокачивающий насос (рисунок 5.13) установлен на топливном баке и предназначен для прокачивания системы питания топливом перед пуском двигателя.

На заводе при установке топливопрокачивающего насоса на самосвал, для снижения давления насоса до 0,2 МПа, из редукционного клапана удаляется пружина и шарик. При замене насоса в усло-виях эксплуатации необходимо из устанавливаемого на самосвал насоса вывернуть пробку 2 и удалить из редукционного клапана пружину и шарик.


Рисунок 5.13 – Топливопрокачивающий насос:

1, 7, 9 – уплотнительные прокладки; 2 – пробка; 3 – электродвигатель; 4 – муфта; 5 – корпус насоса; 6, 11 – шестерни насоса; 8 – крышка; 10 – штуцер; 12 – манжета; 13 – ограничительное кольцо;

I – дренажный канал


Рассказать друзьям

Страницы