Глава 6.

Глава 6.

BYD F3, F3-R. Система вспомогательных устройств безопасности

Раздел 1. Общая информация.

1.1. Описание системы.

Система устройств безопасности автомобиля включает активную систему безопасности и пассивную систему безопасности. Активная система безопасности предназначена для заблаговременного обнаружения угрозы и включает такие средства, как поле зрения ветрового стекла, систему освещения, зеркала заднего обзора и т.п.; другие средства позволяют избежать опасности, - например, система рулевого управления, тормозная система, система ограничения заноса, система контроля устойчивости. Пассивные средства безопасности позволяют избежать или уменьшить получение травм пассажирами и включают, ремни безопасности, подушки безопасности и т.п. Система подушек безопасности, описанная в данной главе, относится к пассивным системам вспомогательных средств безопасности, ее основным элементом являются модули надувных подушек, обеспечивающих дополнительную защиту в случае аварии. Автомобили, оборудованные этой системой, можно легко идентифицировать по маркировке “SRS-AIR-BAG”, показанной на рисунке ниже. Маркировка модуля подушек безопасности со стороны водителя нанесена штамповкой на крышке колеса рулевого управления; маркировка модуля подушек безопасности со стороны пассажира на переднем кресле нанесена на приборной панели выше вещевого ящика. Отличительной особенностью таких автомобилей также является наличие аварийного индикатора системы вспомогательных средств безопасности на панели комбинированного блока приборов, который загорается на пять секунд при проведении самодиагностики системы после поворота ключа в замке зажигания в положение ‘ON’, как показано на следующем рисунке. Система подушек безопасности состоит из следующих основных компонентов:

A: Электронный блок управления системой подушек безопасности.

B: Механизм предварительного натяжения ремня безопасности, левое переднее кресло.

C: Механизм предварительного натяжения ремня безопасности, правое переднее кресло.

D: Разъем подключения диагностического оборудования DLC3.

E: Комбинированный блок приборов.

F: Модуль подушки безопасности со стороны водителя.

G: Модуль подушки безопасности со стороны пассажира.

H: Часовая пружина.

Вспомогательные компоненты системы подушек безопасности:

● Нижняя крышка колеса рулевого управления: интегрированная с приборной панелью пластмассовая крышка, предназначенная для защиты коленей водителя, устанавливается сзади крышки проема рулевой колонки.

● Правый вещевой ящик в сборе: его конструкция включает интегрированный с дверью вещевого ящика усиленный щиток, предназначенный для защиты коленей пассажира на переднем кресле.

● Ремни безопасности: ремни безопасности обеспечивают максимальный уровень защиты пассажиров в качестве активной системы безопасности; когда автомобиль подвергается резкому удару, переворачивается, или в случае резкого торможения ремни плотно прижимают пассажиров к спинкам кресел, защищая их от удара. Для обеспечения максимальной эффективности системы подушек безопасности необходимо пристегивать ремни безопасности.

● Индикатор не пристегнутого ремня безопасности на панели комбинированного блока приборов: контролирует пристегивание и отстегивание ремня безопасности на водительском кресле.

● Система защитной блокировки от детей: при включенной системе защитной блокировки от детей пассажир на заднем сидении не может открыть двери изнутри, двери открываются только снаружи. Устройство позволяет избежать случайного открывания дверей во время движения детьми или под воздействием резкого удара.

● Регулируемые подголовники передних кресел: не допускают травмирования шеи пассажира при ударе.

● Многослойное безосколочное стекло: позволяет избежать получения травм от осколков разбившегося при ударе стекла.

● Поглощающие энергию удара кузов и принадлежности кузова автомобиля: включают поглощающие ударную энергию бамперы, амортизирующие подкладки, противоударные балки дверей и т.п.

1.2. Система подушек безопасности:

Данная система подушек безопасности разработана и изготовлена компанией BYD. Модель: BYD-2DP.A-F3. Принцип действия системы показан на рисунке ниже:

1. Электронный блок управления системой подушек безопасности. 2. Датчик удара. 3. Модуль обработки данных. 4. Центральный процессор. 5. Модуль электропитания. 6. Модуль обмена данными. 7. Приводной модуль. 8. Разъем интерфейса обмена данными (разъем 3). 9. Комбинированный блок приборов. 10. Механизм предварительного натяжения ремня безопасности правого переднего кресла. 11. Часовая пружина. 12. Механизм предварительного натяжения ремня безопасности левого переднего кресла. 13. Модуль подушки безопасности со стороны пассажира. 14. Модуль подушки безопасности со стороны водителя. 15. Кнопка звукового сигнала. 16. Сектор удара. 17. Источник электропитания. 18. Датчик безопасности.
19. Устройство активации. 20. Датчик торможения.

Вероятность срабатывания системы подушек безопасности зависит от угла столкновения и силы удара. Расчетный максимальный кинематический угол срабатывания системы составляет 30° относительно центральной геометрической оси кузова автомобиля с левой и с правой стороны. Вероятность активации модуля подушки безопасности не зависит от скорости автомобиля и определяется величиной силы, создаваемой отрицательным ускорением, которая измеряется в единицах гравитации (G). Указанная величина определяется датчиком столкновения электронного блока управления подушками безопасности. Если величина силы удара достигает определенного значения, два микропроцессора электронного блока управления подушками безопасности передают сигнал срабатывания на устройства активации двух модулей подушек безопасности. Часовая пружина образует цепь, которая соединяет модуль подушек безопасности со стороны водителя с рулевой колонкой и вращается синхронно с колесом рулевого управления. Если автомобиль получает лобовой удар, и срабатывают подушки безопасности, панели защиты коленей вместе с ремнями безопасности фиксируют водителя и пассажира в надлежащем положении, при этом защитные панели не допускают воздействия приборной панели на ноги водителя и пассажиров. Если электронный блок управления подушками безопасности обнаруживает любой отказ в частях или в контуре системы, он записывает в память код диагностики неисправности и передают сигнал включения аварийного индикатора системы подушек безопасности на комбинированный блок приборов. Для проверки компонентов системы, считывания и удаления кодов неисправностей, а также правильного ремонта системы подушек безопасности необходимо использовать диагностический тестер.

Раздел 2. BYD F3, F3-R. Компоновка системы вспомогательных устройств безопасности.

2.1. Схема расположения:

Рисунок 2-1.

1. Часовая пружина. 2. Модули подушек безопасности. 3. Блок управления. 4. Кабельная шина.
5. Механизмы предварительного натяжения ремней безопасности.

Рисунок 2-2.

Рисунок 2-3.

● Электронный блок управления подушками безопасности установлен по центральной оси под приборной панелью, как показано на рисунке E. Если электрическое напряжение аккумулятора слишком низкое, или в случае отключения аккумулятора в результате столкновения, электронный блок управления подушками безопасности продолжает функционировать в течение более 100 мсек.

● Модуль подушки безопасности со стороны водителя установлен в декоративной крышке колеса рулевого управления, как показано на рисунке B, и не подлежит разборке. Основными элементами конструкции модуля являются газовый генератор, подушка безопасности, декоративная крышка, кронштейн и др. Модуль подушек безопасности принимает сигнал активации подушек безопасности от электронного блока управления и активирует газовый генератор, который выделяет большое количество газа, надувающего подушку для защиты пассажира.

● Модуль подушки безопасности водителя установлен на колесе рулевого управления, как показано на рисунке A. Он состоит из цилиндрического пружинного троса, ротора, кожуха, кабельной шины и вспомогательных частей. При повороте колеса рулевого управления ротор поворачивается вместе с колесом, как единое целое. В кожухе помещен цилиндрический пружинный трос, длина которого обеспечивает надежное соединение при повороте ротора на 2,5 оборота, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

● Модуль подушки безопасности со стороны пассажира на переднем кресле установлен в приборной панели рядом с вещевым ящиком, как показано на рисунке C. По своей конструкции и функциям он аналогичен модулю со стороны водителя.

● Кабельная шина системы подушек безопасности соединяет электронный блок управления подушками безопасности, модуль подушек безопасности со стороны водителя, модуль подушек безопасности со стороны пассажира, часовую пружину, кабельная шина приборной панели и другие устройства, как показано на рисунке. Она состоит из проводки привода модулей, диагностического кабеля, проводки аварийного индикатора, автомобильной кабельной шины обмена данными и других частей. Шина предназначена для обеспечения надежной связи между электронным блоком управления и модулями подушек безопасности, а также другими частями автомобиля. Данная кабельная шина может быть идентифицирована по желтому цвету кабелей и разъемов.

● Аварийный индикатор системы подушек безопасности установлен в комбинированном блоке приборов. Если в процессе самодиагностики электронный блок управления подушками безопасности обнаруживает отклонения от нормального режима, загорается аварийный индикатор системы, предупреждая водителя о возникновении отказа. Если система находится в нормальном состоянии, после поворота ключа в замке зажигания в положение "ON", аварийный индикатор загорается приблизительно на пять секунд, после чего гаснет.

● Механизмы предварительного натяжения ремней безопасности установлены в центральных стойках со стороны водителя и пассажира на переднем кресле, как показано на рисунке D. Эти механизмы срабатывают одновременно с системой подушек безопасности при сильном лобовом столкновении, натягивая ремни и плотно прижимая пассажира к креслу. Если пассажир наклонился вперед, и сила натяжения ремня безопасности превышает стандартное регулировочное значение, ограничитель нагрузки подтягивает ремень посредством фиксатора экстренной блокировки и уменьшает давление на грудь пассажира.

Рисунок D.

1. Ремень безопасности. 2. Вал фиксатора экстренной блокировки. 3. Роликовый вал.

Рассказать друзьям