Audi A2. Руководство - часть 25

21

Лямбда$регулирование
в рамках европейской
бортовой диагностики
(EOBD)

Система европейской бортовой диагностики
(EOBD) предусматривает установку нового
широкополосного лямбда!зонда перед
катализатором.

Изменение величины коэффициента избытка
воздуха лямбда соответствует почти
линейному нарастанию силы тока. Это
позволяет измерять значение лямбда во
всем диапазоне его изменения.

Принцип работы

При широкополосном лямбда!зонде
значение лямбда определяется не по
изменению напряжения, а по изменению
силы тока. Однако происходящие при этом
физические процессы остаются прежними.

За катализатором устанавливается уже
знакомый планарный (пластинчатый)
лямбда!зонд.
Для контроля достаточно так называемого
триггерного зонда со скачкообразным
изменением сигнала в диапазоне
измерения, близком к лямбда = 1.

Широкополосный лямбда$зонд

Триггерный планарный

(пластинчатый) лямбда$зонд

SSP247_022

SSP247_023

I = сила тока

U = напряжение

SSP247_083

Широкополосный лямбда!зонд
(перед катализатором)

Триггерный планарный
лямбда!зонд
(за катализатором)

22

Широкополосный лямбда$зонд

Также как триггерный, этот зонд генерирует
на электродах элемента Нернста
напряжение, которое возникает из!за разной
концентрации кислорода по обеим сторонам
элемента.

Между электродами поддерживается
постоянное напряжение.

Это реализуется с помощью миниатюрного
насоса (насосного элемента или элемента
накачки), который подает к электроду на
стороне ОГ столько кислорода, сколько
необходимо, чтобы между электродами
поддерживалось постоянное значение
напряжения 450 мВ. Блок управления
двигателя пересчитывает потребляемый
насосным элементом ток в значение лямбда.

Двигатель

SSP247_024

1

Наружный воздух

2

Напряжение зонда (напряжение на
электродах элемента Нернста)

3

Блок управления двигателя

4

Электроды элемента Нернста

5

Отработавшие газы (ОГ)

6

Миниатюрный насос (насосный
элемент)

7

Ток, потребляемый насосной ячейкой

8

Область измерения

9

Диффузионный канал

5

6

8

9

SSP247_025

1

Насосный элемент (для
перекачивания кислорода)

2

Электрохимическая ячейка (элемент
Нернста, как в триггерном
лямбда!зонде)

3

Подогрев зонда

4

Канал наружного воздуха (для
опорного значения)

5

Область измерения

6

Диффузионный канал

1

4

2

3

7

1

2

3

5

4

6

Отработавшие

газы

23

Когда топливо!воздушная смесь становится
богатой, содержание кислорода
в отработавших газах падает, насосный
элемент подает в зону измерения меньше
кислорода, и напряжение между
электродами элемента Нернста возрастает.

В этом случае через диффузионный канал
уходит больше кислорода, чем успевает
подать насосный элемент.

Чтобы повысить концентрацию кислорода
в области измерения, насосная ячейка
вынуждена увеличить производительность.
При этом между электродами элемента
Нернста снова восстанавливается
напряжение 450 мВ, а блок управления
двигателя пересчитывает потребление тока
насосной ячейкой в величину коэффициента
избытка воздуха лямбда.

При бедной топливо!воздушной смеси
принцип работы такой же, но с обратной
взаимосвязью.

Работа насосного элемента имеет
чисто физическую природу.
Положительное напряжение насосного
элемента притягивает отрицательно
заряженные ионы кислорода, которые
проходят через
кислородопроницаемый керамический
элемент.

Линейный лямбда!зонд и блок
управления двигателя образуют единую
систему. Поэтому с каждым конкретным
блоком управления двигателя должен
использоваться соответствующий
лямбда!зонд.

SSP247_028

SSP247_027

24

Дополнительные сигналы

1

Сигнал удара, блок управления
подушек безопасности

2

Сигнал «Клемма 50», замок
зажигания

3

Генератор, клемма DF

4

Сигнал скорости
(от процессора J218)

5

Компрессор кондиционера
(увеличение оборотов)

6

Уровень топлива в баке*

7

Сигнал TD*

8

Компрессор кондиционера

Шина CAN H =

= шина CAN!привод

Шина CAN L =

x

Соединение на функциональной
схеме

Двигатель

Значение цветов

= входной сигнал

= выходной сигнал

= плюс АКБ

= масса

= шина CAN

= в двух направлениях

= диагностический разъем

}

* отсутствует при CAN!совместимом

процессоре J218.

Функциональная схема

Условные обозначения

1,4 л 16 клапанов (55 кВт) AUA

Узлы и агрегаты

E45

Переключатель управления круиз!
контроля

E227

Клавиша круиз!контроля

F

Выключатель стоп!сигналов

F36

Выключатель педали сцепления

F47

Выключатель педали тормоза

G6

Топливный насос

G28

Датчик оборотов двигателя

G39

Лямбда!зонд перед катализатором

G40

Датчик Холла

G42

Датчик температуры воздуха на
впуске

G61

Датчик детонации I

G62

Датчик температуры охлаждающей
жидкости

G71

Датчик давления во впускном
коллекторе

G79

Датчик положения педали
акселератора

G130

Лямбда!зонд за катализатором

G185

Датчик 2 положения педали
акселератора

G186

Привод дроссельной заслонки
(электрический привод
акселератора)

G187

Датчик угла поворота 1 привода
дроссельной заслонки (электр.
привод акселератора)

G188

Датчик угла поворота 2 привода
дроссельной заслонки (электр.
привод акселератора)

G212

Потенциометр рециркуляции ОГ

J17

Реле топливного насоса

J218

Процессор в комбинации приборов

J338

Блок дроссельной заслонки

J537

Блок управления системы впрыска
4LV

M9/10

Лампа левого/ правого стоп!
сигнала

N30 … 33

Форсунки цилиндров 1 … 4

N79

Нагревательный резистор (системы
вентиляции картера)

N80

Электромагнитный клапан
абсорбера

N121

Управляемый модулированным
сигналом клапан системы
рециркуляции ОГ

N152

Катушка зажигания

P

Наконечник свечного провода

Q

Свечи зажигания

Z19

Нагревательный элемент лямбда!
зонда

Z29

Нагревательный элемент лямбда!
зонда 1, за катализатором

Рассказать друзьям

Страницы