Audi A8 (2003+). Руководство - часть 9

36

Eще одна часть жидкости поступает в
головки цилиндров со стороны впуска.

В развале между рядами цилиндров распо-
ложен сборник охлаждающей жидкости, в
который она поступает из головок цилиндров.

Далее охлаждающая жидкость поступает в
радиатор, входящий в большой контур охла-
ждения, или направляется непосредственно
к корпусу термостата, включенного в малый
контур охлаждения.

В малый контур охлаждения помимо двух
радиаторов отопителя включены генератор и
охладитель масла. Возврат охлаждающей
жидкости к насосу производится через общий
для обоих контуров трубопровод.

Насос подает охлаждающую жидкость в руба-
шки цилиндров через два отдельных канала,
выходящих из его улитки. На входе в рубаш-
ку цилиндров поток жидкости набегает на
ребро, который разделяет его на два потока,
проходящих вдоль двигателя и омывающих
ряды цилиндров со стороны впуска и выпуска.
Равномерное охлаждение всех цилиндров
обеспечивается направляющими ребрами.

С задней стороны блока цилиндров произво-
дится отбор жидкости для охлаждения гене-
ратора (от первого ряда цилиндров) и для
подвода ее в охладитель масла (от второго
ряда цилиндров).

Большая часть охлаждающей жидкости посту-
пает через калиброванные отверстия в голов-
ки цилиндров со стороны выпуска и проходит
поперек них в направлении впуска.

Механизмы и системы двигателя

SSP267_010

Схема системы охлаждения

Термостат F265

Обратный клапан 1
(открыт)

V51

Обратный
клапан 2

Насосно-
клапанный блок
N175, N176

Расширительный бачок

Датчик
температуры
F18

Пробки для прокачки
системы

Охладитель
жидкости
ATF

Охладитель
масла

Генератор

Сборник охлаждающей
жидкости

Возвратный трубопровод

Пароотводные
трубопроводы

Пароотводная трубка

G2/G62

37

SSP267_143

к радиатору

Сборник охлажда-
ющей жидкости

Kорпус
термостата

SSP267_038

Подвод от трубопровода
возврата

Сборник охлаждающей
жидкости

от радиатора

Термостат F265

38

SSP267_010a

Электронасос V51

Термостат F265

Обратный клапан 1
(закрыт)

V51

Обратный
клапан 2

Насосно-
клапанный блок
N175, N176

Радиатор системы
охлаждения

Расширительный бачок

Датчик
температуры
F18

Пробки для прокачки
системы

Охладитель
жидкости
ATF

Охладитель
масла

Чтобы электронасос V51 не терял своей по-
движности при длительной эксплуатации в
режиме коротких ездок (при которых он не
включается), предусмотрено принудительное
включение его на время около 5 секунд
после каждого пуска двигателя, имеющего
температуру ниже 70°C.

Неисправность насоса V51, связанная с поте-
рей его подвижности, системой самодиагно-
стики не распознается.

Механизмы и системы двигателя

Генератор

Сборник охлаждающей
жидкости

Возвратный трубопровод

Пароотводные трубопроводы

Пароотводная трубка

39

Электронасос V51 установлен на трубопрово-
де, который подключен параллельно трубо-
проводу возврата охлаждающей жидкости от
радиатора.

Электронасос V51 выполняет две задачи:

1. При низкой частоте вращения вала двига-

теля он поддерживает основной насос,
приводимый от коленчатого вала, обеспе-
чивая достаточно интенсивную циркуляцию
охлаждающей жидкости.
При этом он включается блоком управле-
ния двигателем 1 (J623) через реле J496.
Управление насосом производится по мно-
гопараметровой характеристике в зависи-
мости от частоты вращения вала двигателя
и температуры охлаждающей жидкости,
определяемой посредством датчика G62.

Параметры включения и выключения насоса:

включение: < 840 об/мин и > 108°C,
выключение: > 3000 об/мин или < 106°C

2. Обеспечение циркуляции охлаждающей

жидкости после остановки двигателя
(Более подробно об этом сказано на
стр. 10 Пособия 268, часть 2).

Другие компоненты системы охлаждения

Обратный клапан 1 должен предотвращать
возврат перекачиваемой электронасосом V51
охлаждающей жидкости к радиатору по
короткому контуру.

Установленный в трубопроводе к отопителям
обратный клапан 2 должен предотвращать
циркуляцию жидкости через них при работе
электронасоса после остановки двигателя.

Принцип действия клапана

Чтобы понять необходимость применения
обратного клапана 2, достаточно рассмотреть
работу системы охлаждения при его отсутст-
вии в следующем случае.

Eсли при жаркой погоде остановить горячий
двигатель на короткое время, например, для
заправки топливом после движения по авто-
бану, система охлаждения перейдет на режим
циркуляции от электронасоса.
При этом электронасос V51 подает охлаждаю-
щую жидкость через открытый термостат и
основной насос в рубашки охлаждения двига-
теля. Прошедшая через двигатель жидкость
поступает в сборник и возвращается к
радиатору.

Под действием создаваемого электронасосом
давления охлаждающая жидкость будет по-
ступать в насосно-клапанный блок климати-
ческой установки и сливаться из него в
постоянно открытый трубопровод возврата
(в направлении, противоположном движению
жидкости при работе двигателя).

Так как клапаны управления радиаторами
отопителя N175 и N176 в обесточенном состо-
янии открыты, охлаждающая жидкость будет
беспрепятственно поступать в радиаторы и
нагревать их. Но так будет действовать си-
стема охлаждения без обратного клапана,
(который должен перекрыть поток жидкости
к радиатору двигателя через отопитель)
.

Ситуация, при которой горячие радиаторы
отопителя находится рядом с холодными и
влажными испарителями, может привести к
чрезмерному увлажнению воздуха в климати-
ческой установке. При последующем пуске
двигателя и включении вентилятора салона
следует ожидать выпадение конденсата на
холодном ветровом стекле. Эта ситуация
исключается, если в системе охлаждения
предусмотрен обратный клапан 2.

О неисправности обратного клапана 2 можно
узнать по повышенной температуре поступаю-
щего в салон воздуха после короткой остано-
вки двигателя (т. е. как это описано выше).

Рассказать друзьям