Audi A8 (2003+). Руководство - часть 9
36
Eще одна часть жидкости поступает в
головки цилиндров со стороны впуска.
В развале между рядами цилиндров распо-
ложен сборник охлаждающей жидкости, в
который она поступает из головок цилиндров.
Далее охлаждающая жидкость поступает в
радиатор, входящий в большой контур охла-
ждения, или направляется непосредственно
к корпусу термостата, включенного в малый
контур охлаждения.
В малый контур охлаждения помимо двух
радиаторов отопителя включены генератор и
охладитель масла. Возврат охлаждающей
жидкости к насосу производится через общий
для обоих контуров трубопровод.
Насос подает охлаждающую жидкость в руба-
шки цилиндров через два отдельных канала,
выходящих из его улитки. На входе в рубаш-
ку цилиндров поток жидкости набегает на
ребро, который разделяет его на два потока,
проходящих вдоль двигателя и омывающих
ряды цилиндров со стороны впуска и выпуска.
Равномерное охлаждение всех цилиндров
обеспечивается направляющими ребрами.
С задней стороны блока цилиндров произво-
дится отбор жидкости для охлаждения гене-
ратора (от первого ряда цилиндров) и для
подвода ее в охладитель масла (от второго
ряда цилиндров).
Большая часть охлаждающей жидкости посту-
пает через калиброванные отверстия в голов-
ки цилиндров со стороны выпуска и проходит
поперек них в направлении впуска.
Механизмы и системы двигателя
SSP267_010
Схема системы охлаждения
Термостат F265
Обратный клапан 1
(открыт)
V51
Обратный
клапан 2
Насосно-
клапанный блок
N175, N176
Расширительный бачок
Датчик
температуры
F18
Пробки для прокачки
системы
Охладитель
жидкости
ATF
Охладитель
масла
Генератор
Сборник охлаждающей
жидкости
Возвратный трубопровод
Пароотводные
трубопроводы
Пароотводная трубка
G2/G62
37
SSP267_143
к радиатору
Сборник охлажда-
ющей жидкости
Kорпус
термостата
SSP267_038
Подвод от трубопровода
возврата
Сборник охлаждающей
жидкости
от радиатора
Термостат F265
38
SSP267_010a
Электронасос V51
Термостат F265
Обратный клапан 1
(закрыт)
V51
Обратный
клапан 2
Насосно-
клапанный блок
N175, N176
Радиатор системы
охлаждения
Расширительный бачок
Датчик
температуры
F18
Пробки для прокачки
системы
Охладитель
жидкости
ATF
Охладитель
масла
Чтобы электронасос V51 не терял своей по-
движности при длительной эксплуатации в
режиме коротких ездок (при которых он не
включается), предусмотрено принудительное
включение его на время около 5 секунд
после каждого пуска двигателя, имеющего
температуру ниже 70°C.
Неисправность насоса V51, связанная с поте-
рей его подвижности, системой самодиагно-
стики не распознается.
Механизмы и системы двигателя
Генератор
Сборник охлаждающей
жидкости
Возвратный трубопровод
Пароотводные трубопроводы
Пароотводная трубка
39
Электронасос V51 установлен на трубопрово-
де, который подключен параллельно трубо-
проводу возврата охлаждающей жидкости от
радиатора.
Электронасос V51 выполняет две задачи:
1. При низкой частоте вращения вала двига-
теля он поддерживает основной насос,
приводимый от коленчатого вала, обеспе-
чивая достаточно интенсивную циркуляцию
охлаждающей жидкости.
При этом он включается блоком управле-
ния двигателем 1 (J623) через реле J496.
Управление насосом производится по мно-
гопараметровой характеристике в зависи-
мости от частоты вращения вала двигателя
и температуры охлаждающей жидкости,
определяемой посредством датчика G62.
Параметры включения и выключения насоса:
включение: < 840 об/мин и > 108°C,
выключение: > 3000 об/мин или < 106°C
2. Обеспечение циркуляции охлаждающей
жидкости после остановки двигателя
(Более подробно об этом сказано на
стр. 10 Пособия 268, часть 2).
Другие компоненты системы охлаждения
Обратный клапан 1 должен предотвращать
возврат перекачиваемой электронасосом V51
охлаждающей жидкости к радиатору по
короткому контуру.
Установленный в трубопроводе к отопителям
обратный клапан 2 должен предотвращать
циркуляцию жидкости через них при работе
электронасоса после остановки двигателя.
Принцип действия клапана
Чтобы понять необходимость применения
обратного клапана 2, достаточно рассмотреть
работу системы охлаждения при его отсутст-
вии в следующем случае.
Eсли при жаркой погоде остановить горячий
двигатель на короткое время, например, для
заправки топливом после движения по авто-
бану, система охлаждения перейдет на режим
циркуляции от электронасоса.
При этом электронасос V51 подает охлаждаю-
щую жидкость через открытый термостат и
основной насос в рубашки охлаждения двига-
теля. Прошедшая через двигатель жидкость
поступает в сборник и возвращается к
радиатору.
Под действием создаваемого электронасосом
давления охлаждающая жидкость будет по-
ступать в насосно-клапанный блок климати-
ческой установки и сливаться из него в
постоянно открытый трубопровод возврата
(в направлении, противоположном движению
жидкости при работе двигателя).
Так как клапаны управления радиаторами
отопителя N175 и N176 в обесточенном состо-
янии открыты, охлаждающая жидкость будет
беспрепятственно поступать в радиаторы и
нагревать их. Но так будет действовать си-
стема охлаждения без обратного клапана,
(который должен перекрыть поток жидкости
к радиатору двигателя через отопитель).
Ситуация, при которой горячие радиаторы
отопителя находится рядом с холодными и
влажными испарителями, может привести к
чрезмерному увлажнению воздуха в климати-
ческой установке. При последующем пуске
двигателя и включении вентилятора салона
следует ожидать выпадение конденсата на
холодном ветровом стекле. Эта ситуация
исключается, если в системе охлаждения
предусмотрен обратный клапан 2.
О неисправности обратного клапана 2 можно
узнать по повышенной температуре поступаю-
щего в салон воздуха после короткой остано-
вки двигателя (т. е. как это описано выше).